УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 «ТЕРЕМОК»

 

КОНСПЕКТ

по развитию речи

«Осень»

(для детей старшей группы)

 

 

Составила:

воспитатель

Куренкова Е. В.

 

2020 г.

 

Цель: Закрепить знания детей об осени.

Задачи: Развивать монологическую речь детей, продолжать учить детей поддерживать беседу, составлять описательные рассказы по картине, находить различия и сравнивать два пейзажа, точно подбирать определения; продолжать учить образовывать прилагательные, использовать их в речи, употреблять в речи существительные в родительном падеже, дополнять и строить сложноподчинённые предложения, используя предлоги.

 

 

Ход занятия

 

Воспитатель читает стихотворение:

 

Листья с осин осыпаются осенью,

Листья и с клёна слетят.

Осень оставит одетыми сосенки –

Пусть до весны постоят.

 

Воспитатель: О каком времени года идёт речь в этом стихотворении? Какие деревья останутся зелёными с приближением зимы?

 

Всё, что летом зеленело, -

Пожелтело, покраснело.

Дни всё сумрачней, короче,

Всё длинней, короче ночи.

Скоро листья облетят,

И над чёрными лесами,

И над голыми полями

Птичьи стаи прокричат.

 

Воспитатель: Чем хороша осень? Что она дарит нам? Какие краски? Какое небо? Что происходит осенью с природой? Какие изменения происходят в жизни людей? Назовите осенние месяцы. Какое время года приходит за осенью? Расскажите, осень, какая? Какая погода осенью?

Если идёт дождь - …(дождливая), если сильный ветер –… (ветреная), если очень холодно и сыро -…(холодная, сырая), небо всё заволокло тучами - …(пасмурная). Но вот показалось солнышко и стало тепло - …(солнечная, тёплая), на небе ясно, ни тучки - …(ясная), осень на дворе, погода - …(осенняя). Что происходит с листьями? Листья, каких деревьев меняют цвет? (Листья клёна ,дуба, берёзы, тополя, ольхи, осины…)

 

Дидактическая игра «Какой это лист?»

 

Лист клёна как называется? (Кленовый). Назовите по аналогии – листья берёзы, ольхи, тополя, рябины, осины, дуба, ивы…Расскажите, какими были листья летом, какими они стали осенью. (Летом были зелёными, осенью все разные).

 

Дидактическая игра «Что не так?»

 

Воспитатель предлагает детям послушать несколько предложений и ответить, что в них неправильно:

  • Осенью можно купаться в речке, загорать на пляже. Так ли это? Почему?
  • Осенью всё распускается и расцветает. Поют в лесу птицы. Так ли это? Почему?
  • Осенью идут холодные дожди, люди собирают урожай в саду и огороде, животные и птицы делают последние заготовки. Так ли это? Почему?
  • Осенью люди надевают футболки, шорты, сарафаны, на ноги сандалии. Так ли это? Почему?
  • Осенью погода ясная, солнечная, тёплая. Так ли это? Почему?
  • Осень – прекрасное время года! Так ли это?

 

Физминутка.

 

Я иду и ты идёшь – раз, два, три!

Я пою и ты поёшь – раз, два, три!

Мы идём и мы поём – раз, два, три!

Очень дружно мы живём – раз, два, три!

 

(Дети маршируют по кругу, взявшись за руки и высоко поднимая колени).

 

Дидактическая игра «Закончи предложения»

 

Дети сидят за столами. Воспитатель начинает предложения, дети придумывают окончания:

  1. Я люблю осень, потому что…
  2. Осень скучное время года, так как…
  3. Я сегодня не пойду гулять, потому что…
  4. Дети надевают куртки, резиновые сапоги, берут на прогулку зонт, так как…
  5. Осень красивое время года, так как…
  6. Я не люблю осень, потому что…
  7. Осень называют вечером года, потому что…
  8. Птицы осенью улетают в тёплые края, потому что…
  9. Деревья осенью сбрасывают листья, так как…

 

Физминутка «Листья летят»

 

Воспитатель: Наши руки – это листочки на деревьях. Подул холодный осенний ветер, сорвал листики и они полетели… (любая аудиозапись).

Дети кружатся под музыку, руки – листочки то «взлетают», то «опускаются на землю».

Воспитатель собирает детей за «круглым столом». На стенде 2 картины «Осень в лесу» - ранняя и поздняя осень.

Воспитатель: О каком времени года рассказывают нам эти две картины?

Расположите картины так, чтобы стало понятно, как меняется природа осенью. Сравните цвет неба, присутствие солнца.

Какие осенние месяцы отображают эти картины? Что происходит в мире растений? Как меняются их внешний вид и цвет? Как меняется погода с приближением зимы? Какая осень вам больше нравится? Почему? Какое название вы бы дали первой и второй картине?

Воспитатель предлагает детям прослушать два произведения из музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года» («Сентябрь» и «Ноябрь»).

Воспитатель:Какое произведение, на ваш взгляд, больше подходит к ранней осени, какое к поздней?

Затем воспитатель предлагает детям составить рассказ. Возможны варианты: отдельно о ранней осени и затем о поздней. Если дети хорошо составляют рассказы, то по двум картинам – сравнительно.

Подведение итогов занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. 1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019
  2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2019
  3. Н.А. Рыжова «Волшебница вода» Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2016 (серия «Наш дом – природа»)

 

 

"УСПЕХ!"

 Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru

e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru

телефон:  +7 (909) 007-03-88                 

Знак информационной продукции «0+»

© 2014                 Телефон:  +7 (495) 123-12-12                 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7                 E-mail: info@mail.ru