Дмитриева Мария Витальевна
Учитель-дефектолог
ГКУ ЦСПР «Дом Детей» г. Москва
Карточки-задания для развития и закрепления базовых навыков у детей с ТМНР в помощь родителям.
Человечество воспитывает и развивает своих детей на протяжении гигантского количества времени и изобрести что -то принципиально новое в этой области, пожалуй, нельзя. Новизна и прогрессивность карточек заключается в возможности обобщить и систематизировать дефектологический опыт, что значительно упрощает задачу. Во главу угла ставится не только сам по себе ребенок, но семья, в которой он растет. Игра является ведущей деятельностью в период детства, именно в игре ребенок знакомится с собой и миром.
Этот материал служит для обеспечения преемственности в работе дефектологов и родителей в выходные и праздничные дни, во время отпусков и каникул и призван закреплять полученные знания, умения и навыки. Также его можно использовать во время занятий с младшими детьми, растущими в семье, играть всем вместе.
Карточка 1
Задача | Цель | Оборудование (игрушки, игры) |
Установлениеконтактов с окружающим миром |
Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света | Игра «Ку-ку» (прячем лицо, открываем лицо) |
Свет из окна (закрываем и открываем жалюзи, шторы) | ||
Свет фонарика (следим, чтобы свет не был слишком ярким, раздражающим, не бил в глаза) | ||
Свет не яркой лампы | ||
Учить следить за движущимся предметом, фиксировать взгляд на неподвижном предмете: побуждать реагировать на звук | Однотонные погремушки | |
Колокольчик | ||
Бубен | ||
Шуршащая бумага | ||
Обогащать тактильный опыт, развивать чувствительность рук как практического способа познания физических свойства предметов. | Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользкую, бугристую и т.п. | Ленточки |
Шнурки Любые разнофактурные предметы, игрушки | ||
Развивать тактильную чувствительность ладоней, формировать навык захватывания предмета рукой | Твердые и мягкие шарики, мячи разной фактуры и веса | |
Продолжать знакомить с окружающими предметами, формировать образное восприятие, на основе которого производятся простейшие манипуляции | Расширять представления об игрушках, изображающих живых существ. | Любые игрушки, изображающие живых существ (куклы, мишки, собачки, кошки т. П.) |
Тема | Цель | Оборудование |
Развитие координированных движений глаз | Развивать рельефное видение локализованных в пространстве предметов | Погремушка (приближаем, отдаляем объект). |
Развивать бинокулярное зрение при восприятии объемных и плоскостных предметов | Однотонные погремушки | |
Колокольчик | ||
Мерцающая игрушка | ||
Мячики | ||
Формировать координированные движения глаз при слежении за движущимся предметом | Развивать реакцию плавного зрительного слежения за движущемся предметом в зависимости от изменения траектории движения и темпа | Разнообразные игрушки |
«Найди игрушку» | ||
Развивать способностьзрительного сосредоточения на предмете из вертикального положения. | Музыкальная игрушка | |
Любая яркая игрушка | ||
Развивать ориентировочные реакции. | Развивать ориентировочные зрительные реакции на знакомые игрушки, учить замечать новый предмет, обозревать предметы из разных положений (лежа на спине, на животе, вертикально) | 1 сет: 3 знакомые игрушки. |
2 сет: 2 знакомые, 1 новая | ||
Произвольно. | ||
Учить производить ощупывающие движения, знакомясь с физическими свойствами: формой, массой, упругостью и т.д. | Мягкие и твердые шарики | |
Мягкие и твердые кубики | ||
Мягкие и твердые игрушки | ||
Развивать ориентировочно-исследовательские действия руки, навыки элементарного обследования предметов. | Кубики - шарики | |
Знакомые игрушки | ||
Продолжать развивать ориентировочные зрительные реакции. На вопрос «Где?» учить поворачиваться в сторону хорошо знакомой игрушки или предмета. | Знакомые игрушки | |
Побуждать переходить от одного – двух действий с предметами к манипулятивнойигре, состоящей из простых, взаимосвязанных ориентировочных действий, носящий ознакомительный характер. | Учить рассматривать предметы, действовать с ними, находясь в вертикальном положении. | Неваляшка. |
Учить захватывать предметы, ориентируясь на их форму, величину и положение в пространстве. Развивать ориентировочно – исследовательские действия с предметами. | ||
Формировать подражание действиям взрослого. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям. | Развивать активное подражание взрослому путем выполнения двух взаимосвязанных действий. Привлекать ребенка к совместным действиям. | Знакомые игрушки |
Расширять сенсорный опыт в процессе действий с предметами, обладающими устойчивостью. Развивать активное подражание взрослому. Учить выполнять 1-2 взаимосвязанных действий | Переложи кубики (брусочки) из коробки на стол | |
Переложи кубики (брусочки) из тележки в коробку | ||
Формировать умение наблюдать за действиями взрослого, вызываяжелание подражать ему. Учить включаться в совместную деятельность, действенно реагировать на просьбу типа: сними колечко, дай колечко. | Пирамидка | |
Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также составлять часть с целым. Учить таким действиям, как разъединения и соединения, выкладывания и вкладывания. Учить играть вместе со взрослым | Расширять сенсорный опыт при действии с предметамиразной формы. Учить простым видам соотнесений, в частности: части с целым предметом. | Пирамидка |
Фиксировать особое положение большого пальца по отношению к другим при захватывании плоских предметов. Продолжать учить действиям раскладывания и складывания предметов. | Разложи и сложи мисочки | |
Разложи и сложи тарелочки | ||
Учить выполнять ряд последовательных действий, используя принцип автодидактизма, заложенный в конструкции игрушки. | Стаканчики,матрешки |
Карточка 2
Тема | Цель | Оборудование(игры, игрушки) |
Обогащать тактильную чувствительность рук как первого практического способа познания физических свойств предметов. |
Обогащать тактильную чувствительность ладоней, формировать захватывания предмета рукой | Твердые и мягкие шарики |
Твердые и мягкие кубики | ||
Твердые и мягкие колечки | ||
Побуждать руки над грудью. | Возьми («на» игрушку | |
Побуждать захватывать игрушки | Возьми(«на»)игрушку | |
Побуждать удерживать игрушку не менее 20 сек. | Держи игрушку | |
Целенаправленное движению руки к объекту, захватыванию его и притягиванию. | Развивать целенаправленные действия руки (приближение к видимому предмету, захватывание его, притягивание к себе, удерживании в течение 20-30 сек.) | Возьми («на») игрушку |
Держи игрушку | ||
Учить захватывать предметы разной формы из удобного положения, удерживать их в течение 20-30 сек. | Держи игрушку | |
Учить выполнять целенаправленные движение к предмету, находящемуся в поле зрения. Продолжать совершенствовать навык хватания. | Возьми («на») игрушку | |
Развивать целенаправленное перемещение в пространстве. | Развивать локомоции – смену положения тела (повороты со спины на живот и с живота на спину) | Повернись:(«Что там?») |
Учить ползанию с ориентировкой на предметы, лежащие на небольшом расстоянии. | Ползем. («Доползи до зайки») | |
Учить следовать за предметом, формировать умение менять направление движения при изменении местоположения предмета. | Ползем («Ползи за зайкой») | |
Учить выполнять по подражанию 2 взаимосвязанных действия: приблизиться к предмету и взять его в руки. | Возьми игрушку | |
Достань игрушку | ||
Развитие двигательных навыков | Развить мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, обучить ребенка определенным движением рук (хлопанье в ладоши, «крылышки», подъем рук вверх, опускание вниз и т.п.) | Лебедь плывет |
Ладушки-оладушки | ||
Лечу, лечу — поймать хочу | ||
Развивать навыкползания; освоения глубины пространства. | Ползи ко мне | |
Ползи за мишкой | ||
Ползи за обезьянкой | ||
Ползи к игрушке |
Карточка 3
Тема | Цель | Оборудование, игрушки, игры |
Развивать направленные на объекты действия, слуховые ориентировочные реакции, их взаимодействие | Развивать слуховое внимание (сосредоточение) на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка, Также плавное зрительное слежение за этим предметом. Способствовать развитию условных зрительно-слуховых связей между предметом и звуком | Колокольчик |
Погремушка | ||
Бубен | ||
Развивать ориентировочные слуховые реакции, побуждая к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука) | Колокольчик | |
Обогащать сенсорный опыт, знакомя с различными свойствами звучащих предметов. | Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивать голову в сторону звучащего предмета, фиксировать его взглядом. | Погремушка |
Учить находить невидимый источник звука, выполнять целенаправленное движение в его сторону (поворот со спины на бок и на живот) | Бубен | |
Развивать реакцию на звучащие игрушки. Побуждать к активному подражанию действиям взрослого для определения, какой предмет звучал: встряхнуть, раскачать, сжать. | Колокольчик, погремушка, бубен | |
Совершенствовать зрительно-слуховую ориентировку в пространстве, учить выбирать направление движения (на звучащий предмет) | Бубен - барабан | |
Совершенствовать слуховое восприятие путем сравнения мелодичных звуков и шумов. | Погремушка - колокольчик | |
Барабан - погремушка | ||
Бубен - колокольчик |
Карточка 4
Тема | Цель | Игры |
Установление первыхрече-двигательных контактов на положительном эмоциональном фоне | Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную совзрослым игру, развивать ощущения собственных движений | Ладушки Гули - гули С горки По дорожке Сорока, сорока Волк - волчок Самолетик Паровозик Кукла |
Развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания. Учить распознавать лица и голоса значимых взрослых, формировать положительный эмоциональный настрой при контакте. |
Методические рекомендации.
"УСПЕХ!"
Центр организации и проведения всероссийских конкурсов
Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru
e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru
телефон: +7 (909) 007-03-88
Знак информационной продукции «0+»
© 2014 Телефон: +7 (495) 123-12-12 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7 E-mail: info@mail.ru