Дмитриева Мария Витальевна
Учитель-дефектолог
ГКУ ЦСПР «Дом Детей» г. Москва

 

Карточки-задания для развития и закрепления базовых навыков у детей с ТМНР в помощь родителям.

 

 

Человечество воспитывает и развивает своих детей на протяжении гигантского количества времени и изобрести что -то принципиально новое в этой области, пожалуй, нельзя. Новизна и прогрессивность карточек заключается в возможности обобщить и систематизировать дефектологический опыт, что значительно упрощает задачу. Во главу угла ставится не только сам по себе ребенок, но семья, в которой он растет. Игра является ведущей деятельностью в период детства, именно в игре ребенок знакомится с собой и миром.

Этот материал служит для обеспечения преемственности в работе дефектологов и родителей в выходные и праздничные дни, во время отпусков и каникул и призван закреплять полученные знания, умения и навыки. Также его можно использовать во время занятий с младшими детьми, растущими в семье, играть всем вместе.

Карточка 1

Задача

Цель

Оборудование (игрушки, игры)

 

 

 

 

Установлениеконтактов с окружающим миром

 

Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света

Игра «Ку-ку» (прячем лицо, открываем лицо)

Свет из окна (закрываем и открываем жалюзи, шторы)

Свет фонарика (следим, чтобы свет не был слишком ярким, раздражающим, не бил в глаза)

Свет не яркой лампы

Учить следить за движущимся предметом, фиксировать взгляд на неподвижном предмете: побуждать реагировать на звук

Однотонные погремушки

Колокольчик

Бубен

Шуршащая бумага

 

Обогащать тактильный опыт, развивать чувствительность рук как практического способа познания физических свойства предметов.

Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользкую, бугристую и т.п.

Ленточки

Шнурки

Любые разнофактурные предметы, игрушки

Развивать тактильную чувствительность ладоней, формировать навык захватывания предмета рукой

Твердые и мягкие шарики, мячи разной фактуры и веса

Продолжать знакомить с окружающими предметами, формировать образное восприятие, на основе которого производятся простейшие манипуляции

Расширять представления об игрушках, изображающих живых существ.

Любые игрушки, изображающие живых существ (куклы, мишки, собачки, кошки т. П.)

Тема

Цель

Оборудование

 

 

 

 

Развитие координированных движений глаз

Развивать рельефное видение локализованных в пространстве предметов

Погремушка (приближаем, отдаляем объект).

Развивать бинокулярное зрение при восприятии объемных и плоскостных предметов

Однотонные погремушки

Колокольчик

Мерцающая игрушка

Мячики

 

 

Формировать координированные движения глаз при слежении за движущимся предметом

Развивать реакцию плавного зрительного слежения за движущемся предметом в зависимости от изменения траектории движения и темпа

Разнообразные игрушки

«Найди игрушку»

Развивать способностьзрительного сосредоточения на предмете из вертикального положения.

Музыкальная игрушка

Любая яркая игрушка

 

 

 

 

 

Развивать ориентировочные реакции.

Развивать ориентировочные зрительные реакции на знакомые игрушки, учить замечать новый предмет, обозревать предметы из разных положений (лежа на спине, на животе, вертикально)

1 сет: 3 знакомые игрушки.

2 сет: 2 знакомые, 1 новая

Произвольно.

Учить производить ощупывающие движения, знакомясь с физическими свойствами: формой, массой, упругостью и т.д.

Мягкие и твердые шарики

Мягкие и твердые кубики

Мягкие и твердые игрушки

Развивать ориентировочно-исследовательские действия руки, навыки элементарного обследования предметов.

Кубики - шарики

Знакомые игрушки

Продолжать развивать ориентировочные зрительные реакции. На вопрос «Где?» учить поворачиваться в сторону хорошо знакомой игрушки или предмета.

Знакомые игрушки

Побуждать переходить от одного – двух действий с предметами к манипулятивнойигре, состоящей из простых, взаимосвязанных ориентировочных действий, носящий ознакомительный характер.

Учить рассматривать предметы, действовать с ними, находясь в вертикальном положении.

Неваляшка.

Учить захватывать предметы, ориентируясь на их форму, величину и положение в пространстве. Развивать ориентировочно – исследовательские действия с предметами.

 

 

 

 

 

 

Формировать подражание действиям взрослого. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.

Развивать активное подражание взрослому путем выполнения двух взаимосвязанных действий. Привлекать ребенка к совместным действиям.

Знакомые игрушки

Расширять сенсорный опыт в процессе действий с предметами, обладающими устойчивостью. Развивать активное подражание взрослому. Учить выполнять 1-2 взаимосвязанных действий

Переложи кубики (брусочки) из коробки на стол

Переложи кубики (брусочки) из тележки в коробку

Формировать умение наблюдать за действиями взрослого, вызываяжелание подражать ему. Учить включаться в совместную деятельность, действенно реагировать на просьбу типа: сними колечко, дай колечко.

Пирамидка

 

 

Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также составлять часть с целым. Учить таким действиям, как разъединения и соединения, выкладывания и вкладывания. Учить играть вместе со взрослым

Расширять сенсорный опыт при действии с предметамиразной формы. Учить простым видам соотнесений, в частности: части с целым предметом.

Пирамидка

Фиксировать особое положение большого пальца по отношению к другим при захватывании плоских предметов. Продолжать учить действиям раскладывания и складывания предметов.

Разложи и сложи мисочки

Разложи и сложи тарелочки

Учить выполнять ряд последовательных действий, используя принцип автодидактизма, заложенный в конструкции игрушки.

Стаканчики,матрешки

Карточка 2

Тема

Цель

Оборудование(игры, игрушки)

 

 

 

Обогащать тактильную чувствительность рук как первого практического способа познания физических свойств предметов.

 

 

Обогащать тактильную чувствительность ладоней, формировать захватывания предмета рукой

Твердые и мягкие шарики

Твердые и мягкие кубики

Твердые и мягкие колечки

Побуждать руки над грудью.

Возьми («на» игрушку

Побуждать захватывать игрушки

Возьми(«на»)игрушку

Побуждать удерживать игрушку не менее 20 сек.

Держи игрушку

 

 

 

 

Целенаправленное движению руки к объекту, захватыванию его и притягиванию.

Развивать целенаправленные действия руки (приближение к видимому предмету, захватывание его, притягивание к себе, удерживании в течение 20-30 сек.)

Возьми («на») игрушку

Держи игрушку

Учить захватывать предметы разной формы из удобного положения, удерживать их в течение 20-30 сек.

Держи игрушку

Учить выполнять целенаправленные движение к предмету, находящемуся в поле зрения. Продолжать совершенствовать навык хватания.

Возьми («на») игрушку

 

 

 

 

 

Развивать целенаправленное перемещение в пространстве.

Развивать локомоции – смену положения тела (повороты со спины на живот и с живота на спину)

Повернись:(«Что там?»)

Учить ползанию с ориентировкой на предметы, лежащие на небольшом расстоянии.

Ползем. («Доползи до зайки»)

Учить следовать за предметом, формировать умение менять направление движения при изменении местоположения предмета.

Ползем («Ползи за зайкой»)

Учить выполнять по подражанию 2 взаимосвязанных действия: приблизиться к предмету и взять его в руки.

Возьми игрушку

Достань игрушку

Развитие двигательных навыков

Развить мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, обучить ребенка определенным движением рук (хлопанье в ладоши, «крылышки», подъем рук вверх, опускание вниз и т.п.)

Лебедь плывет

Ладушки-оладушки

Лечу, лечу — поймать хочу

Развивать навыкползания; освоения глубины пространства.

Ползи ко мне

Ползи за мишкой

Ползи за обезьянкой

Ползи к игрушке

 

Карточка 3

Тема

Цель

Оборудование, игрушки, игры

 

 

 

 

 

 

Развивать направленные на объекты действия, слуховые ориентировочные реакции, их взаимодействие

Развивать слуховое внимание (сосредоточение) на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка,

Также плавное зрительное слежение за этим предметом.

Способствовать развитию условных зрительно-слуховых связей между предметом и звуком

Колокольчик

Погремушка

Бубен

Развивать ориентировочные слуховые реакции, побуждая к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука)

Колокольчик

 

 

 

 

 

 

Обогащать сенсорный опыт, знакомя с различными свойствами звучащих предметов.

Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивать голову в сторону звучащего предмета, фиксировать его взглядом.

Погремушка

Учить находить невидимый источник звука, выполнять целенаправленное движение в его сторону (поворот со спины на бок и на живот)

Бубен

Развивать реакцию на звучащие игрушки. Побуждать к активному подражанию действиям взрослого для определения, какой предмет звучал: встряхнуть, раскачать, сжать.

Колокольчик, погремушка, бубен

Совершенствовать зрительно-слуховую ориентировку в пространстве, учить выбирать направление движения (на звучащий предмет)

Бубен - барабан

 

Совершенствовать слуховое восприятие путем сравнения мелодичных звуков и шумов.

Погремушка - колокольчик

Барабан - погремушка

Бубен - колокольчик

 

Карточка 4

 

Тема

Цель

Игры

Установление первыхрече-двигательных контактов на положительном эмоциональном фоне

Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную совзрослым игру, развивать ощущения собственных движений

Ладушки

Гули - гули

С горки

По дорожке

Сорока, сорока

Волк - волчок

Самолетик

Паровозик

Кукла

Развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания. Учить распознавать лица и голоса значимых взрослых, формировать положительный эмоциональный настрой при контакте.

Методические рекомендации.

  1. Игры проводятся небольшими «сетами», по 5-10 минут. Главное, чтобы было комфортно и ребенку, и родителю.
  2. «Обедненная среда». В поле зрения и слуха ребенка должна находиться только та игрушка, с которой вы непосредственно заняты. Это делается для обеспечения наилучшей концентрации внимания на объекте и на том, что с ним связано.
  3. При общении с ребенком не искажайте слова, говорите правильно. Ребенок имеет право слышать грамотную речь в своем окружении. Не сокращайте, старайтесь не злоупотреблять уменьшительно-ласкательной формой слов (она сложна для восприятия, запоминания и повторения). Итак: говорим спокойно, четко, простой фразой. Называем игрушку всегда одинаково (например «КИСА» (не кошка, не кошечка, не котенок) говорит «МЯУ», не «мурлыкает», не «мур», не «мяв»).Интонируем, меняем высоту и тембр голоса, мимику, выражение лица (по возможности).
  4. Эмоционально подкрепляйте ребенка (например: «Молодец!», «Умница!», «Получилось!»). Побуждайте, поощряйте, гордитесь успехами, даже если они не грандиозны. Регулярный положительно эмоциональный контакт во время игр мотивирует на дальнейшее взаимодействие и ребенка, и взрослого.
  5. Не «обижайтесь», если что -то не получается. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. (Сравниваем только свои успехи: чтобыло –что стало). Наберитесь терпения и радуйтесь общению.
  6. Ориентируйтесь не на время, а на состояние и настрой ребенка, не переутомляйте, не предлагайте слишком сложную для него игру.
  7. Предлагайте выбор (игры, игрушки, вида деятельности). Чередуйте игры.
  8. Материал предполагаем возможность распечатать в любом удобном формате.
  9. Можно попросить кого-нибудь снимать видео, эти материалы могут пригодиться не только для дальнейшего домашнего просмотра, но и во время посещения специалистов: врачей, психологов, логопедов, дефектологов. То есть, описывая достижения ребенка, вы не будете голословны, что значительно улучшит качество диагностики специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

"УСПЕХ!"

 Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru

e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru

телефон:  +7 (909) 007-03-88                 

Знак информационной продукции «0+»

© 2014                 Телефон:  +7 (495) 123-12-12                 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7                 E-mail: info@mail.ru