Хаустова Вера Ивановна
Социальный педагог
ГБУ ЦССВ «Спутник» г. Москва

 

Внешнее поведение и его влияние на деятельность педагога.

Внешнее поведение- это то, что воспринимается зрением, слухом, а иногда и осязанием. Другими словами, это наши жесты, мимика, позы, речь. Внешнее поведение, бесспорно, есть следствие поведения внутреннего, которое является причиной внешнего поведения.

Внешний облик, или бессловесные действия - это своеобразный язык тела, который воспринимается окружающими быстрее и ярче, нежели речь.

В данной статье основой для рассмотрения вопроса о внешнем поведении является «Теория техники действия», разработанная Петром Михайловичем Ершовым, известным теоретиком и практиком театра. Его терминология, определения и стержневая сущность элементов техники действия здесь и используется. В данном случае эта теория рассматривается применительно к поведению, как педагога, так и других людей в определенных ситуациях. Изучение данного вопроса позволяет не только посмотреть на себя со стороны, но и сделать какие-то выводы, чтобы найти новые способы поведения, которые не вредят - ни самому человеку, ни окружающим.

В реальной жизни часты ситуации, когда человек чувствует одно, действует, уверенный, что действие его полностью отражает его мысли, чувства и намерения, а другой человек видит совсем другое, в результате - обида, непонимание, недоумение.

Моя многолетняя работа с детьми из учреждений для детей-сирот, многие из которых имеют ограниченные возможности здоровья; перенесли отвержение, унижение, физическую агрессию со стороны взрослых, либо утрату, позволяет мне с уверенностью утверждать, что уже само внешнее поведение педагога должно оказывать на ребенка психотерапевтическое воздействие.

Как уже упомянуто выше, внешние проявления поведения всегда имеют внутренние причины. Не рассматривая этих внутренних причин, проанализируем внешнее поведение, которое сравнительно легко наблюдается и поддается объективному оцениванию.

Итак, внешнее поведение делится на:бессловесные действия и словесные действия. В контексте данной работы хочется наиболее подробно остановиться на бессловесных действиях.

 

Бессловесные действия совершаются всеми людьми практически одинаково. Это некие состояния или прямые физические действия, которые присущи всем, без исключения: от детей до людей зрелого возраста.

Научившись диагностировать их проявления во внешнем поведении человека, можно получить достаточный объем информации о нем, что позволит на первых порах установить с ним нормальные бесконфликтные отношения (межличностные или профессиональные).

Согласно «Теории техники действия» П.М.Ершова существует 3 основных элемента бессловесных действий:

1) мобилизация;

2) вес;

3) "пристройки".

1.Мобилизация

Мобилизация- это физическая готовность к выполнению предстоящего действия или своеобразная энергетика самого свершаемого действия. Физиологически мобилизованное состояние - это слегка подтянутый живот, приятная напряженность спины и особый взгляд, главная характеристика которого - его интенсивность.

Условно мобилизация может быть подразделена на 11 степеней: от "0"до "11".

Мобилизация "0": человек спит, вся мускулатура расслаблена, психическая готовность отключена.

Мобилизация "10": максимальное психическое и физическое напряжение человека. Человек буквально решает вопрос жизни и смерти (например - выступление спортсмена на олимпийских играх).

Мобилизация "5": человек собран, подтянут: весь его облик говорит о том, что он готов к предстоящему делу; движения точны, взгляд активен. Во внешнем облике - неуловимая устремленность вперед.

Пятая степень мобилизации - это точка отсчета для взаимодействующих людей, т. к. при "пятерке" все вокруг видят готовность человека к деятельности.

Степени мобилизации ниже 5 соответственно демонстрируют невысокую готовность или минимальное желание человека работать или общаться с другими людьми.

Пониженная мобилизация педагога мгновенно воздействует на детей в группе, и они соответствующим образом на нее реагируют, как бы "заражаясь" этой расслабленностью и недостаточной собранностью.

Степень мобилизации выше 5 также производит своеобразный эффект на окружающих. В 6-й степени мобилизации человек выглядит энергичным, активным участником взаимодействия и легко "заразит" этим остальных. Однако 7-я степень мобилизации, т.е. уже резко бросающаяся в глаза активность, может раздражать окружающих, сами же люди с повышенной степенью мобилизации быстрее устают и настроение их часто меняется, у них присутствует нервное и физическое переутомление.

У педагогов преобладающие пониженные степени мобилизации означают нежелание и неготовность к общению с детьми. Доминирующие высокие степени мобилизации, наоборот, могут восприниматься, как навязывание себя в общении, своих взглядов. В обоих случаях все негативное восприятие педагога детьми бумерангом возвращается к нему же и больно бьет по его душевному настрою.

Главный вывод, который мы можем сделать из вышесказанного: нужно учиться слушать свои телесные ощущения; научиться планировать степени напряженности и отдыха психики и тела; разобраться, проанализировав свои мысли, в том, что и как вы хотите от себя, от детей и от окружающих вас людей вообще.

2. Вес.

Вес - это индикатор эмоционального настроя и физического самочувствия.

Он подразделяется на 3 вида: тяжёлый вес; легкий вес и вес с достоинством.

Тяжёлый вес визуально мы воспринимаем так:весть облик человека затяжелён, как будто на плечах у него невидимая тяжесть, которая сгибает плечи, делает походку и жесты тяжелыми, человек в "тяжелом весе" как бы излучает на окружающих поток отрицательных эмоций. Причиной чаще всего является несчастье, болезнь, крупные неприятности, сильная физическая боль. Взаимодействие с таким человеком насыщается различного рода и степени неприятными ощущениями. Все, что бы ни делал педагог в таком состоянии, воспринимается детьми затрудненно, с неохотой, иногда даже болезненно.

В таких случаях срабатывает закон психологической защиты. Дети, на которых буквально обрушивается лавина отрицательных эмоций не по их вине, инстинктивно начинают защищаться. Поэтому, скорее всего, в такой ситуации они будут веселы и оживлённы, подсознательно создавая себе комфортные условия для существования.

Легкий вес - это состояние-антипод "тяжелому весу". У человека прекрасное настроение, его походка легка, жесты свободны, на лице играет улыбка. Он распространяет одним своим видом хорошее настроение, и оно обязательно будет способствовать улучшению общения и деловой рабочей атмосфере в группе.

Вес с достоинством - педагог выглядит доброжелательным, но сдержанным. Тон взаимодействия положительно окрашен. Этот вес вызывает у партнеров по общению положительные эмоции, правда не всегда осознаваемые.

Основой положительных эмоций у человека в "весе с достоинством" является:

- уважение к себе;

- осознание некоей своей значимости для окружающих;

- предвкушение плодотворного контакта с ними;

- получение конструктивного удовольствия от этого.

Но, уважая себя, педагог должен уважать и детей группы. Если уважения к детям не будет, то внешний вид педагога будет проявлять излишнее самодовольство, превосходство над окружающими, обидную снисходительность. Тогда его психологическое восприятие будет негативным и 100%-го взаимодействия не получится.

Соединив степени мобилизации и вес, рассмотримвоздействие внешнего облика педагога на окружающих.

а) Тяжёлый вес + пониженная мобилизация. Облик человека говорит: "Мне плохо, я ничего не хочу, мне ничего не надо, оставьте меня в покое". Состояние педагога в названных параметрах окажет сильное угнетающее и расслабляющее воздействие на детей и сведет на нет весь процесс предстоящего взаимодействия.

б) Тяжёлый вес + пятая степень мобилизации. Педагогу плохо, но он достаточно энергичен и настроен на активное взаимодействие. Его облик все равно выдает отрицательный настрой, который проявляется в почти неуловимых микромимических движениях глаз, рта, плеч, которые в любом случае воздействуют на окружающих. Взаимодействие, проведенное в таком психофизическом состоянии, вряд ли будет эффективным и плодотворным.

в) Тяжёлый вес + повышенная мобилизация. Очень сильный и активно подавляющий фон взаимодействия. По сути, это параметры агрессивного поведения педагога. Он сильно эмоционально подавляет окружающих. А это - верный способ нанести ребенку психическую травму (т. е. привести его в депрессивное, фрустрированное состояние).

г) Легкий вес + пониженная мобилизация. Человеку хорошо, но одновременно он ничего не хочет. Дети будут предоставлены сами себе, т.к. педагогу не до них. Педагогического взаимодействия не будет.

д) Легкий вес + пятая степень мобилизации. Активное, радостное общение и плодотворное деловое сотрудничество. Не часто встречается в нашей жизни, т.к. в культуре нашей педагогики не принято выражать яркие эмоции во время работы по существу дела. А если попробовать!?

е) Легкий вес + повышенная мобилизация. Характеризуется как бурная радость. Трудно представить себе педагога возбужденно веселого, очень энергичного, даже неугомонного. Если же это допустить, то, во-первых, мы уже знаем, что повышенные степени мобилизации могут раздражать окружающих и вызывать, тем самым, противоположный положительному общению эффект. Во - вторых, в повышенной мобилизации всегда есть чрезмерность в психофизической напряженности. Поэтому быстро настает физическое утомление и, как правило, активное состояние сменяется расслаблением, если вообще не упадком сил. То есть наступает пониженная мобилизация.

Легкий вес педагога не создает опасности дидактогении (это психогения - от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива, до болезненного состояния, вызванная нечутким или грубым словом педагога), но и практической пользы от некоторых сочетаний, создающих внешний облик педагога, тоже ждать не приходится.

Несомненно, положительное влияние на общение оказывает «вес с достоинством». Рассмотрим комбинации этого «веса».

а) "Вес с достоинством" + пониженная мобилизация. "Вес" не "читается", т.е. переходит в некоторую разновидность тяжелого веса.

б) "Вес с достоинством" + пятая, шестая степень мобилизации - дают благоприятный образ энергичного, доброжелательного педагога, готового к предстоящей работе с детьми, уважающего себя и настроенного на настоящее сотрудничество.

в) "Вес с достоинством" + 7-я и выше степень мобилизации , также, как и в других сочетаниях, ведут к быстрому психофизическому истощению. Полезным такое сочетание бывает короткое время, при постепенном вовлечении аудитории в режим работы с повышенной активностью и самоотдачей.

3. Пристройки.

  • последний элемент бессловесных действий. Это, по сути, мимика, микромимика и жестикуляция человека, т.е. непроизвольное приспособление тела для предстоящего взаимодействия. Бессловесно выполненные пристройки буквально за доли секунды до произнесения слов, доносят их смысл и суть, дают говорящему человеку возможность действенно произнести эти слова. Очень часто пристройки воздействуют на подсознание собеседника, как бы готовя его к тому, что сейчас последует: просьба, вопрос, упрек и т.д.

Условно пристройки можно разделить на 2 группы:

1) Горизонтальные. Эта группа пристроек больше важна для актеров, поэтому они не рассматриваются в данной публикации.

2) Вертикальные. Об этой группе пристроек можно сказать, что они - индикатор отношения одного человека к другому, с точки зрения разности их уровней по положению, должности, мнению о другом человеке.

Первый тип вертикальных пристроек "сверху". Педагог, пусть непроизвольно и бессознательно, демонстрирует свое явное превосходство: взгляд свысока, презрительно поджатые губы, повелевающие жесты.

Это говорит о пренебрежении, презрении, неуважении к партнерам по совместной деятельности, о чрезмерном самодовольстве и самоуверенности педагога. Реакция окружающих понятна - это полное или частичное неприятие педагога и его действий.

Пристройки "снизу" демонстрируют противоположную позицию педагога. Его мимика и жестикуляция будут показывать крайнюю зависимость от детей, немую просьбу: " Пожалуйста! Я как людей вас прошу! Я взываю к вашей совести!" Такое поведение педагога постепенно формирует у детей высокомерное, неуважительно-пренебрежительное отношение к педагогу. Причем, часто неосознаваемое и, следовательно, неконтролируемое.

Как в 1-м, так и во 2-м случаях наносится психическая травма и педагогу, и детям. Педагог испытывает нежелание общаться с детьми, т.к. не видит отдачи (если он авторитарен), либо считает детей неблагодарными и некультурными, которые не понимают человеческого отношения (при развитии у педагога стереотипа "жертвы").

Часто случается, что оставлять педагогическую деятельность такие люди ни в коем случае не хотят, реализуя в ней либо комплекс власти ("сверху"), либо удовольствие мазохистского типа ("снизу"). Дети в данной ситуации страдают. Такое общение порождает дополнительный для ребенка дискомфорт, стрессы, депрессии, которые часто заканчиваются неврозами. Общение становится тягостным, низко результативным, труднопереносимым.

Оптимальным, в этой связи, видится 3-й тип пристроек - "наравне". Педагог своим видом демонстрирует уважительное, равное отношение к детям.

Сочетание 5-й степени мобилизации, "веса достоинства" и пристроек "наравне" дают целостный образ и облик педагога, всем своим видом говорящего о готовности и желании сотрудничать с детьми, о хорошем настроении и отношении к воспитанникам, как к равным в предстоящем взаимодействии, которое обещает и принесет обеим сторонам пользу и удовольствие.

Если определенным образом складываются обстоятельства, то педагог может продемонстрировать все типы "пристроек", которые помогут выправить выходящую из под контроля ситуацию!

Пристройки сверху схематично - это "Я настаиваю на своих правах", пристройки снизу - "Я изо всех сил стараюсь выполнить свои обязанности".

Если нет злоупотребления ни 1-ми, ни 2-ми, то логика развития событий может оправдывать их применение без ущерба для психики обеих сторон и делового сотрудничества.

Несомненно, все типы пристроек и "веса" проявляются в поведении педагога не благодаря упражнениям, а являются внешними признаками особенностей индивидуально-личностной идеологии. Поведение педагога всегда должно быть естественным для него и органичным. Если выстраивать взаимоотношения с воспитанниками с позиций личностно-ориентированной педагогики, тогда главной целью должно стать общение взрослого и ребенка на равных.

Но может ли быть равным педагог и воспитанник? Педагог более зрел и опытен, тогда как ребенок более непосредственен и бескомпромиссен. Может ли быть между ними равенство и в чем оно?

Рассматривая этот вопрос с гуманистических и демократических позиций личностно - ориентированной педагогики, отказавшись от авторитарности и подавления, как основного способа управления поведением других, можно с уверенностью сказать, что педагог и его воспитанник равны, так как делают вместе одно общее дело, общаясь и взаимодействуя друг с другом, как равные партнеры. Развитие и формирование личности детей, оставшихся без попечения родителей, возможно лишь при условии комфортного эмоционального состояния обеих участвующих сторон. Следовательно, необходимо учиться выразительности владения собственным телом, его позами, жестами, мимикой. Но, ни в коем случае не "изображать" какие-то состояния.

Учиться бессловесным действиям - значит находить, вырабатывать, утверждать свою собственную житейскую и педагогическую идеологию, основанную на принципах гуманизма и элементах психотерапевтического поведения и общения.

Когда вышеизложенные знания станут профессиональными убеждениями, частицей "Я" педагога, тогда физическое состояние тела будет являться результатом процессов, происходящих в психике, душе и сознании человека, а, следовательно, внешнее поведение его станет отражением его внутреннего состояния.

 

"УСПЕХ!"

 Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru

e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru

телефон:  +7 (909) 007-03-88                 

Знак информационной продукции «0+»

© 2014                 Телефон:  +7 (495) 123-12-12                 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7                 E-mail: info@mail.ru