Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Липецка
Консультация на тему:
«Игры-упражнения с «кинетическим» песком для детей с нарушением зрения»
Подготовил:
учитель-дефектолог
Апарина А.А.
Липецк
Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка. К. Д. Ушинский
Детям с ранних лет нравится играть в песочнице, лепить «куличики», строить, «печь» тортики и кексы, угощать кукол и родителей, пересыпать в емкости, возить в игрушечных самосвалах, Но возможность использования простого речного песка для игр детей ограничена теплым временем года. А использование простого речного песка в домашних условиях сопрягается с трудностью хранения и поддержания чистоты после использования.
В настоящее время существует специальный песок, который имеет вид обычного мокрого речного песка, но не сохнет, легко сохраняет форму и легко собирается в комок с пола, стола и других гладких поверхностей. Такой песок называют «кинетический», «космический», «живой».
Занятия с «живым» песком рекомендуют начинать с детьми с 2 лет под присмотром родителей. Игры-упражнения вызывают у детей большой интерес, так как процесс обучения происходит во взаимосвязи с ведущим видом деятельности дошкольников - игрой.
Имея в виду, какой широкий спектр задач возможно решить, используя «кинетический» песок, занятия целесообразно проводить не только с «нормативными» детьми, но и с детьми, имеющими различные нарушения в развитии (с ОВЗ), (ЗПР, ТНР, РДА, СДВГ и др.). Песочница дает возможность перенести в нее любые обучающие и коррекционно-развивающие задания или упражнения, так как такие занятия имеют дополнительный положительный эффект — с одной стороны, значительно повышается мотивация к занятиям, а с другой — в более наглядной форме происходит обучение, ускоряя развитие всех познавательных процессов у дошкольников,
«Кинетический» песок — прекрасный сенсорный материал, с помощью которого создается отличная предметно-игровая среда, которая способствует развитию изобразительной и конструктивной деятельности.
Игры и упражнения с использованием такого песка также способствуют:
• развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики пальцев рук;
• развитию мышления, памяти, внимания, речи;
• развитию воображения, творческих способностей (песок имеет несколько вариантов цветового решения);
• решению психологических и эмоциональных проблем у детей;
• развитию интеллекта, усвоению новых бытовых навыков;
• развитию навыков счёта и чтения;
• развитию умения детей взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
1. Игра «Знакомство».
Цель – развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, знакомство с «живым» песком и его свойствами.
Оборудование: контейнер или песочница с песком.
Ход: Ребенок и взрослый размешаются с контейнером в удобной комнате, в удобном для себя положении. Взрослый позволяет ребенку опустить руки в песок и размять его, — песок мягкий, прохладный на ощупь. Пусть ребенок сжимает «разламывает» песок, сыпет, раздувает, погружается в него пальцами, «закапывает» в него руки с помощью взрослого. Пусть ребенок почувствует разницу температур.
Данные манипуляции стимулируют кровообращение, и ребенок получает микромассаж ладоней и пальцев рук.
2. Игра «Следы».
Цель - развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Оборудование: контейнер или песочница с песком.
Ход: Взрослый предлагает ребенку изобразить на песке руками, как передвигаются различные животные.
• «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
• «Прыгают зайки» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
• «Ползут змейки» — ребенок пальцами рук делает на поверхности песка волнистые линии в разных направлениях.
• «Бегут паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения паучков; можно полностью погружать руки в песок, чтобы рука с рукой встретились или рука ребенка и взрослого — «жучки здороваются».
• «Идут человечки» — ребенок ставит на поверхность песка два пальца в форме буквы Л и имитирует движение «шагов ногами», получаются точки «вразбежку».
3. Игра «Куличики с секретом».
Цель - развитие внимания, памяти, речи и мелкой моторики рук.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов) или другие мелкие предметы (два одинаковых набора, по 5 штук), стаканчик или небольшая формочка.
Ход: Перед началом игры взрослый (педагог, родитель) делает из песка 5 куличиков с сюрпризом. Затем ребенок рассматривает предметы и пытается угадать, в каком куличике прячется такой же предмет, а потом руками ломает кулич и находит сюрприз. Если предмет совпадает с заданным, то ребенок получает этот предмет. Игра может быть групповой (задача — угадать как можно больше сюрпризов). С целью усложнения количество куличиков можно увеличивать.
4. Игра «Штампы».
(1-й вариант)
Цели: развитие внимания, наблюдательности; совершенствование знаний об окружающих предметах; развитие речевых навыков.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-вырубки из пластика и металла для лепки из теста/пластилина на различную тематику.
Ход: В контейнере разровнять песок. Приготовить формочки. Задача педагога — ставить на песке «штампы», а ребенок должен назвать, кто/что это. Затем можно поменяться ролями.
5. Игра «Штампы».
(2-й вариант)
Цели - развитие внимания, наблюдательности; совершенствование знаний об окружающих предметах; развитие речевых навыков.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-вырубки из пластика и металла для лепки из теста/пластилина на различную тематику; маска для глаз.
Ход: Игра строится как в первом варианте, только ребенок не видит формочки, которые использует педагог; ему закрывают глаза и показывают только «штамп». Ребенок должен назвать, кто/что это.
6. Игра «Найди отличия».
Цель - развитие внимания, памяти.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, формы-вырубки для пластилина/выпечки, мелкие предметы (камешки, ракушки, пуговицы и др.), стеки для пластилина, маска/ шарф для глаз.
Ход: На поверхности песка педагог рисует стеками два одинаковых несложных рисунка. Затем ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Педагог изменяет один из рисунков с помощью камушков, ракушек, дорисовки и другим способом. Ребенку нужно понять, что изменилось в рисунке.
7. Игра «Что пропало?».
Цель: развитие внимания, памяти.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, формы-вырубки для пластилина/выпечки, маска/шарф для глаз.
Ход: На поверхности песка педагог «вырубает» несколько рисунков. Затем ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Педагог стирает один или несколько рисунков. Ребенку нужно понять, что пропало с песка.
8. Игра «Повтори».
Цели - развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие графических навыков, наблюдательности.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, стеки для пластилина.
Ход: Поверхность песка разровнять и разделить на две части. Педагог на одной стороне рисует стеком простые картинки/сюжеты, а ребенок на своей половине пробует повторить рисунок.
9. Игра «Алфавит».
Цель - знакомство с буквами русского алфавита.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, стеки для пластилина, буквы-магниты.
Ход: На ровной поверхности песка штамповать буквы, называть их.
10. Игра «Письмо».
Цели - совершенствование знания русского алфавита; развитие навыков чтения и письма.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, буквы-магниты, карточки со словами или картинками.
Ход: На ровной поверхности песка штамповать буквы, чтобы получились слова, как на карточках, и прочитать их.
11. Игра «Башня» (групповая).
Цель - развитие координации, ловкости; ознакомление со свойствами «живого» песка.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, стаканчики, формочки для строительства «этажей» башни.
Ход: Задача «строителей» — построить самую высокую башню из песка. Перед началом игры необходимо подготовить «кирпичи» (в подходящую емкость утрамбовать песок, достать готовую форму). У кого башня выйдет самая высокая, тот и выигрывает. Сложность состоит в том, что песок под тяжестью своего веса начинает рассыпаться.
12. Игра «Повар».
Цель - развитие навыка пользования ножом и столовыми приборами.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки для угощения», детская посуда, несколько кукол.
Ход: Педагог (родитель) вместе с ребенком готовят из песка «угощение» для кукол (с помощью форм для выпечки, ручной лепки и др.). Затем задача ребенка — при помощи показа взрослого разделить ножом угощение на всех «гостей» и «покормить» их, используя ложки и вилки.
13. Игра «Садовод».
Цели - обогащение знаний о труде взрослых в саду и огороде осенью; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие речи; развитие навыка использования садового инструмента.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, садовый инвентарь, плоды и «саженцы».
Ход: Педагог делит песок на «грядки» и разравнивает их, затем показывает ребенку, как использовать лопатку, грабли, сажать саженцы, поливать. Через некоторое время можно «собрать урожай».
14. Игра «Сокровища».
Цели - развитие тактильной чувствительности; развитие умения пользоваться лопаткой; развитие речи; микромассаж ладоней.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, мелкие предметы, лопатка.
Ход: Перед началом игры закопайте в песок некоторое количество мелких предметов. Пусть ребенок найдет «клад»: с помощью лопатки копает, разрывает песок и др. Найденные предметы необходимо назвать (можно использовать предметы на определенную тему).
15. Игра «Цифры».
Цели - знакомство с цифрами; совершенствование и развитие навыков счета.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, цифры-магниты, карточки с примерами.
Ход: На ровной поверхности песка штамповать цифры, называть их. На ровной поверхности песка штамповать цифры, образуя примеры с карточек, тренировать навык счета.
16. «Назови одним словом».
Цель - развитие внимания, речи, мышления.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-вырубки по выбранной теме.
Ход: На поверхности песка наштамповать изображения предметов по одной теме (например, «Транспорт»). Задача ребенка — узнать транспорт, назвать обобщающее слово.
17. «Четвертый - лишний».
Цель - развитие внимания, мышления, речи.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-вырубки по выбранной теме и несколько формочек по другим темам.
Ход: На поверхности песка наштамповать изображения предметов по одной теме (например, «Транспорт») и несколько предметов из другой темы. Задача ребенка — узнать транспорт назвать обобщающее слово и найти предмет, который не подходит по теме, объяснить почему.
18. Игра «Волшебные узоры».
Цель - развитие воображения, творческих способностей, речи.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, стеки для пластилина, палочки и др.
Ход: Взрослый (родитель, педагог) и ребенок перед началом игры рассматривают стеки для пластилина (с их помощью на поверхности песка получаются различные узоры), а затем рисуют стеками узоры, придумывают, на что они похожи. Придумывают сюжет.
19. Игра «Буквы и цифры» (групповая).
Цель: знакомство с написанием печатных букв и цифр.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, карточки с изображением букв и цифр.
Ход: Взрослый (педагог) раздает детям карточки-изображения. Дети с педагогом разбирают начертания букв и цифр. Пробуют изобразить букву/ цифру на песке. Вспоминают слова на данную букву.
20. Игры-сказки.
Песочница является отличной театральной площадкой для проигрывания различных сказок, как известных, так и придуманных. «Театр песка» помогает перевоплотиться в персонажа и с помощью песочных фигур решить многие проблемы психологического плана у детей.
Цели - развитие творческих способностей, речи, умений коллективной деятельности и воображения, коммуникации детей друг с другом, внимания и памяти.
Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-персонажи выбранной сказки или набор маленьких игрушек и разные подручные средства (что подскажет фантазия), тексты сказок «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба» и др.
Ход: Перед началом игры дети с педагогом выбирают сказку, а затем из песка, формочек и других подручных материалов совместно готовят персонажей, а затем проигрывают сказку по ролям. В целях терапии, каких-либо психологических проблем сюжет сказки придумывается самим ребенком под руководством педагога-психолога.
Рекомендации по использованию и хранению «кинетического» песка:
• Игры и упражнения с «кинетическим» песком лучше проводить в помещении, где нет покрытий на полу, это облегчит уборку песка, с гладких поверхностей песок собирается в комок. Остатки можно пропылесосить или вымыть пол.
• Хранить песок лучше в закрытом контейнере, чтобы песок не пылился и в него не попадала различная грязь.
• Работать с песком нужно чистыми и сухими руками.
• Песок несъедобный! Необходимо следить за тем, чтобы дети не брали песок в рот.
• Перед использованием необходимо размять «живой» песок, чтобы обогатить его воздухом, тогда он станет пластичным.
• Не используйте в играх воду! При попадании воды отделите намокшую часть и хорошо просушите, песок не потеряет свои свойства.
• Песок дает возможность получить третий цвет при смешивании двух разных цветов.
• После игр с песком необходимо обязательно вымыть руки с мылом.
Дополнительное оборудование для занятий в песочнице: кроме контейнера или песочницы (которая идет в комплекте во многих наборах) с песком (он может быть разных цветов) вам понадобятся:
• различные формочки для песочницы (на различную тематику):
• инструменты (грабельки, совочек, разные стеки для пластилина/глины);
• формочки-вырубки из пластика и металла для лепки из теста /пластилина, для изготовления мыла, также на различную тематику;
• небольшие формы для выпечки из плотного силикона;
• штампы для выпечки печенья;
• детская посуда;
• детский садовый инвентарь;
• мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и другие мелкие предметы (камешки, шарики, листики, ракушки, пуговки, пластиковые плоды и т. д);
• пластиковые буквы и цифры, можно с магнитом;
• различные предметы, которые помогут создать форму (крышки, стаканчики, палочки, цилиндры от крутых или прямоугольных бутылочек; контейнеры от киндер-сюрприза и др.);
• а также все, что подскажет ваша фантазия!
"УСПЕХ!"
Центр организации и проведения всероссийских конкурсов
Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru
e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru
телефон: +7 (909) 007-03-88
Знак информационной продукции «0+»
© 2014 Телефон: +7 (495) 123-12-12 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7 E-mail: info@mail.ru