Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Липецка

 

 

Консультация на тему:

«Игры-упражнения с «кинетическим» песком для детей с нарушением зрения»

 

https://birkinn.ru/images/stories/virtuemart/product/resized/3115681064b611e7bf132cd05af3972e_3115681264b611e7bf132cd05af3972e_250x250.jpg

 

Подготовил:

учитель-дефектолог

Апарина А.А.

 

 

 

 

 

Липецк

Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка. К. Д. Ушинский

 

Детям с ранних лет нравится играть в песочнице, лепить «куличики», строить, «печь» тортики и кексы, угощать кукол и родителей, пересыпать в емкости, возить в игрушечных самосвалах, Но возможность использования простого речного песка для игр детей ограничена теплым временем года. А использование простого речного песка в домашних условиях сопрягается с трудностью хранения и поддержания чистоты после использования.

В настоящее время существует специальный песок, который имеет вид обычного мокрого речного песка, но не сохнет, легко сохраняет форму и легко собирается в комок с пола, стола и других гладких поверхностей. Такой песок называют «кинетический», «космический», «живой».

Занятия с «живым» песком рекомендуют начинать с детьми с 2 лет под присмотром родителей. Игры-упражнения вызывают у детей большой интерес, так как процесс обучения происходит во взаимосвязи с ведущим видом деятельности дошкольников - игрой.

Имея в виду, какой широкий спектр задач возможно решить, используя «кинетический» песок, занятия целесообразно проводить не только с «нормативными» детьми, но и с детьми, имеющими различные нарушения в развитии (с ОВЗ), (ЗПР, ТНР, РДА, СДВГ и др.). Песочница дает возможность перенести в нее любые обучающие и коррекционно-развивающие задания или упражнения, так как такие занятия имеют дополнительный положительный эффект — с одной стороны, значительно повышается мотивация к занятиям, а с другой — в более наглядной форме происходит обучение, ускоряя развитие всех познавательных процессов у дошкольников,

«Кинетический» песок — прекрасный сенсорный материал, с помощью которого создается отличная предметно-игровая среда, которая способствует развитию изобразительной и конструктивной деятельности.

https://i.ytimg.com/vi/UpBvHuRHXLg/maxresdefault.jpg

Игры и упражнения с использованием такого песка также способствуют:

• развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики пальцев рук;

• развитию мышления, памяти, внимания, речи;

• развитию воображения, творческих способностей (песок имеет несколько вариантов цветового решения);

• решению психологических и эмоциональных проблем у детей;

• развитию интеллекта, усвоению новых бытовых навыков;

• развитию навыков счёта и чтения;

• развитию умения детей взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

1. Игра «Знакомство».

Цель – развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, знакомство с «живым» песком и его свойствами.

Оборудование: контейнер или песочница с песком.

Ход: Ребенок и взрослый размешаются с контейнером в удобной комнате, в удобном для себя положении. Взрослый позволяет ребенку опустить руки в песок и размять его, — песок мягкий, прохладный на ощупь. Пусть ребенок сжимает «разламывает» песок, сыпет, раздувает, погружается в него пальцами, «закапывает» в него руки с помощью взрослого. Пусть ребенок почувствует разницу температур.

Данные манипуляции стимулируют кровообращение, и ребенок получает микромассаж ладоней и пальцев рук.

2. Игра «Следы».

Цель - развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Оборудование: контейнер или песочница с песком.

Ход: Взрослый предлагает ребенку изобразить на песке руками, как передвигаются различные животные.

• «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

• «Прыгают зайки» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

• «Ползут змейки» — ребенок пальцами рук делает на поверхности песка волнистые линии в разных направлениях.

• «Бегут паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения паучков; можно полностью погружать руки в песок, чтобы рука с рукой встретились или рука ребенка и взрослого — «жучки здороваются».

• «Идут человечки» — ребенок ставит на поверхность песка два пальца в форме буквы Л и имитирует движение «шагов ногами», получаются точки «вразбежку».

3. Игра «Куличики с секретом».

Цель - развитие внимания, памяти, речи и мелкой моторики рук.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов) или другие мелкие предметы (два одинаковых набора, по 5 штук), стаканчик или небольшая формочка.

Ход: Перед началом игры взрослый (педагог, родитель) делает из песка 5 куличиков с сюрпризом. Затем ребенок рассматривает предметы и пытается угадать, в каком куличике прячется такой же предмет, а потом руками ломает кулич и находит сюрприз. Если предмет совпадает с заданным, то ребенок получает этот предмет. Игра может быть групповой (задача — угадать как можно больше сюрпризов). С целью усложнения количество куличиков можно увеличивать.

4. Игра «Штампы».

(1-й вариант)

Цели: развитие внимания, наблюдательности; совершенствование знаний об окружающих предметах; развитие речевых навыков.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-вырубки из пластика и металла для лепки из теста/пластилина на различную тематику.

Ход: В контейнере разровнять песок. Приготовить формочки. Задача педагога — ставить на песке «штампы», а ребенок должен назвать, кто/что это. Затем можно поменяться ролями.

5. Игра «Штампы».

(2-й вариант)

Цели - развитие внимания, наблюдательности; совершенствование знаний об окружающих предметах; развитие речевых навыков.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-вырубки из пластика и металла для лепки из теста/пластилина на различную тематику; маска для глаз.

Ход: Игра строится как в первом варианте, только ребенок не видит формочки, которые использует педагог; ему закрывают глаза и показывают только «штамп». Ребенок должен назвать, кто/что это.

6. Игра «Найди отличия».

Цель - развитие внимания, памяти.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, формы-вырубки для пластилина/выпечки, мелкие предметы (камешки, ракушки, пуговицы и др.), стеки для пластилина, маска/ шарф для глаз.

Ход: На поверхности песка педагог рисует стеками два одинаковых несложных рисунка. Затем ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Педагог изменяет один из рисунков с помощью камушков, ракушек, дорисовки и другим способом. Ребенку нужно понять, что изменилось в рисунке.

7. Игра «Что пропало?».

Цель: развитие внимания, памяти.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, формы-вырубки для пластилина/выпечки, маска/шарф для глаз.

Ход: На поверхности песка педагог «вырубает» несколько рисунков. Затем ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Педагог стирает один или несколько рисунков. Ребенку нужно понять, что пропало с песка.

8. Игра «Повтори».

Цели - развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие графических навыков, наблюдательности.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, стеки для пластилина.

Ход: Поверхность песка разровнять и разделить на две части. Педагог на одной стороне рисует стеком простые картинки/сюжеты, а ребенок на своей половине пробует повторить рисунок.

9. Игра «Алфавит».

Цель - знакомство с буквами русского алфавита.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, стеки для пластилина, буквы-магниты.

Ход: На ровной поверхности песка штамповать буквы, называть их.

10. Игра «Письмо».

Цели - совершенствование знания русского алфавита; развитие навыков чтения и письма.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, буквы-магниты, карточки со словами или картинками.

Ход: На ровной поверхности песка штамповать буквы, чтобы получились слова, как на карточках, и прочитать их.

11. Игра «Башня» (групповая).

Цель - развитие координации, ловкости; ознакомление со свойствами «живого» песка.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, стаканчики, формочки для строительства «этажей» башни.

Ход: Задача «строителей» — построить самую высокую башню из песка. Перед началом игры необходимо подготовить «кирпичи» (в подходящую емкость утрамбовать песок, достать готовую форму). У кого башня выйдет самая высокая, тот и выигрывает. Сложность состоит в том, что песок под тяжестью своего веса начинает рассыпаться.

12. Игра «Повар».

Цель - развитие навыка пользования ножом и столовыми приборами.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки для угощения», детская посуда, несколько кукол.

Ход: Педагог (родитель) вместе с ребенком готовят из песка «угощение» для кукол (с помощью форм для выпечки, ручной лепки и др.). Затем задача ребенка — при помощи показа взрослого разделить ножом угощение на всех «гостей» и «покормить» их, используя ложки и вилки.

13. Игра «Садовод».

Цели - обогащение знаний о труде взрослых в саду и огороде осенью; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие речи; развитие навыка использования садового инструмента.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, садовый инвентарь, плоды и «саженцы».

Ход: Педагог делит песок на «грядки» и разравнивает их, затем показывает ребенку, как использовать лопатку, грабли, сажать саженцы, поливать. Через некоторое время можно «собрать урожай».

14. Игра «Сокровища».

Цели - развитие тактильной чувствительности; развитие умения пользоваться лопаткой; развитие речи; микромассаж ладоней.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, мелкие предметы, лопатка.

Ход: Перед началом игры закопайте в песок некоторое количество мелких предметов. Пусть ребенок найдет «клад»: с помощью лопатки копает, разрывает песок и др. Найденные предметы необходимо назвать (можно использовать предметы на определенную тему).

15. Игра «Цифры».

Цели - знакомство с цифрами; совершенствование и развитие навыков счета.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, цифры-магниты, карточки с примерами.

Ход: На ровной поверхности песка штамповать цифры, называть их. На ровной поверхности песка штамповать цифры, образуя примеры с карточек, тренировать навык счета.

16. «Назови одним словом».

Цель - развитие внимания, речи, мышления.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-вырубки по выбранной теме.

Ход: На поверхности песка наштамповать изображения предметов по одной теме (например, «Транспорт»). Задача ребенка — узнать транспорт, назвать обобщающее слово.

17. «Четвертый - лишний».

Цель - развитие внимания, мышления, речи.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-вырубки по выбранной теме и несколько формочек по другим темам.

Ход: На поверхности песка наштамповать изображения предметов по одной теме (например, «Транспорт») и несколько предметов из другой темы. Задача ребенка — узнать транспорт назвать обобщающее слово и найти предмет, который не подходит по теме, объяснить почему.

18. Игра «Волшебные узоры».

Цель - развитие воображения, творческих способностей, речи.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, стеки для пластилина, палочки и др.

Ход: Взрослый (родитель, педагог) и ребенок перед началом игры рассматривают стеки для пластилина (с их помощью на поверхности песка получаются различные узоры), а затем рисуют стеками узоры, придумывают, на что они похожи. Придумывают сюжет.

19. Игра «Буквы и цифры» (групповая).

Цель: знакомство с написанием печатных букв и цифр.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, карточки с изображением букв и цифр.

Ход: Взрослый (педагог) раздает детям карточки-изображения. Дети с педагогом разбирают начертания букв и цифр. Пробуют изобразить букву/ цифру на песке. Вспоминают слова на данную букву.

20. Игры-сказки.

Песочница является отличной театральной площадкой для проигрывания различных сказок, как известных, так и придуманных. «Театр песка» помогает перевоплотиться в персонажа и с помощью песочных фигур решить многие проблемы психологического плана у детей.

Цели - развитие творческих способностей, речи, умений коллективной деятельности и воображения, коммуникации детей друг с другом, внимания и памяти.

Оборудование: контейнер или песочница с песком, формочки-персонажи выбранной сказки или набор маленьких игрушек и разные подручные средства (что подскажет фантазия), тексты сказок «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба» и др.

Ход: Перед началом игры дети с педагогом выбирают сказку, а затем из песка, формочек и других подручных материалов совместно готовят персонажей, а затем проигрывают сказку по ролям. В целях терапии, каких-либо психологических проблем сюжет сказки придумывается самим ребенком под руководством педагога-психолога.

Рекомендации по использованию и хранению «кинетического» песка:

• Игры и упражнения с «кинетическим» песком лучше проводить в помещении, где нет покрытий на полу, это облегчит уборку песка, с гладких поверхностей песок собирается в комок. Остатки можно пропылесосить или вымыть пол.

• Хранить песок лучше в закрытом контейнере, чтобы песок не пылился и в него не попадала различная грязь.

• Работать с песком нужно чистыми и сухими руками.

• Песок несъедобный! Необходимо следить за тем, чтобы дети не брали песок в рот.

• Перед использованием необходимо размять «живой» песок, чтобы обогатить его воздухом, тогда он станет пластичным.

• Не используйте в играх воду! При попадании воды отделите намокшую часть и хорошо просушите, песок не потеряет свои свойства.

• Песок дает возможность получить третий цвет при смешивании двух разных цветов.

• После игр с песком необходимо обязательно вымыть руки с мылом.

Дополнительное оборудование для занятий в песочнице: кроме контейнера или песочницы (которая идет в комплекте во многих наборах) с песком (он может быть разных цветов) вам понадобятся:

• различные формочки для песочницы (на различную тематику):

• инструменты (грабельки, совочек, разные стеки для пластилина/глины);

• формочки-вырубки из пластика и металла для лепки из теста /пластилина, для изготовления мыла, также на различную тематику;

• небольшие формы для выпечки из плотного силикона;

• штампы для выпечки печенья;

• детская посуда;

• детский садовый инвентарь;

• мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и другие мелкие предметы (камешки, шарики, листики, ракушки, пуговки, пластиковые плоды и т. д);

• пластиковые буквы и цифры, можно с магнитом;

• различные предметы, которые помогут создать форму (крышки, стаканчики, палочки, цилиндры от крутых или прямоугольных бутылочек; контейнеры от киндер-сюрприза и др.);

• а также все, что подскажет ваша фантазия!

 

https://top-1000.ru/foto/24a920751de9bbc3b15ff06916690f30.jpghttps://azbuka-detstva.com/image/cache/catalog/kineticheskiypesok/IMG_20200604_181657-800x800.jpg

 

 

https://kidbooms.ru/wp-content/uploads/c/b/b/cbbe3ebc0534092a3062cb02aebf9a89.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

"УСПЕХ!"

 Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru

e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru

телефон:  +7 (909) 007-03-88                 

Знак информационной продукции «0+»

© 2014                 Телефон:  +7 (495) 123-12-12                 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7                 E-mail: info@mail.ru