Василенко Наталья Владимировна
Воспитатель
МОУ Центр развития ребёнка № 14 г. Волгоград

 

 

Ориентировка на плоскости листа бумаги.

 


Поступление в школу – важный момент в жизни ребёнка. Учёба в школе требует от ребёнка умение работать в одном темпе со всем классом, выполнять задание в определённом темпе со всем классом, выполнять задание в отведённое время, ориентироваться на листе бумаги, в тетради, в книге. Одним из основных показателей готовности к школе является развитие у ребёнка произвольной саморегуляции. Л. С. Выготский определил, что   произвольная саморегуляция          ( произвольность) – это способность человека владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. На развитие произвольности влияет формирование навыков плоскостного ориентирования.  Такая работа может проводиться в форме графических и математических диктантов, дидактических и развивающих игр. 
Формировать графические навыки можно начинать уже в младшем дошкольном возрасте.   В свободное время малышу можно предлагать выполнять простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного восприятия, внимания.
Такие задания, как проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий в ограниченном пространстве ( « Дорожки», « Дождик», « Парашютисты»),  безотрывные круговые линии    («Намотаем нитки», « Соберём верёвочку»), волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлении ( « Летит бабочка»), рисование по точкам и штрихам, выполнение штриховки прямыми линиями доступно  детям младшего и среднего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте задания усложняются. Дети учатся ставить перед собой задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти, а также одновременно со всеми начинать и заканчивать работу.
В подготовительной к школе группе очень важна целенаправленная работа по формированию навыков ориентировки на листе бумаги в клетку в течении 5 – 10 минут в непосредственно образовательной деятельности, а также во время индивидуальной деятельности.
Для такой работы необходима тетрадь в крупную клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог исправить неверно проведённую линию.
В каждом задании количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, направление движения -  стрелкой. Например, запись  1→ 3↑ 2← 7↓ 1→ 
Следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 7 клеток вниз, 1 клетка вправо.
Основные направления работы- это ориентировка на листе бумаги, штриховка, рисование геометрических фигур, печатание цифр и букв, графические диктанты. 
Ориентировка на листе бумаги.
Задачи: учить находить верхний правый и левый углы, нижний правый и левый углы, середину листа.
Чтобы дети свободно ориентировались на листе бумаги в клетку, можно проводить следующие упражнения: « Нарисуй кружок», « Размести геометрические фигуры на листе», « Что изменилось?», « Найди соседей», « Составь узор по описанию» и другие. Для выполнения упражнений можно использовать трафареты можно использовать трафареты  и просить ребёнка нарисовать фигуру в том или ином месте листаС детьми можно проводить диктанты: « Снежинки падают», « Бабочки летят», « Укрась ёлку», « Самолёт» и другие.

Штриховка.
Задачи: учить не выходить за контуры; штриховать в одном направлении, соблюдая расстояние между линиями; контролировать силу нажима на карандаш, понимать зависимость толщины проведённой линии от нажима.
Детей знакомят с различными видами штриховки: горизонтальной, вертикальной, по диагонали, волнистыми линиями, круговой, петлями. Используют также комбинированную штриховку,   ( например,  у кораблика корпус штриховать вертикальными линиями, каюты – горизонтальными линиями, флажки на мачте справа и слева  –  диагональными линиями.) 
Рисование геометрических фигур, печатание цифр и букв.
Задачи: учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, считать по клеткам, соблюдать строку, размер и интервал.
Рисование простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник), печатание цифр и букв на слух от исходной точки – следующий этап в освоении пространства листа. 
Полезно рисовать с детьми непрерывные  узоры, не отрывая руки от бумаги, приучая к безотрывному письму. Особенно полезны упражнения на рисование отрезков разной длины без использования линейки, от руки. Например,  дать задание провести отрезок длиной  три клетки вверх от исходной точки или пять клеток вправо от исходной точки.  Последовательно выполняются такие задания: первое ( простое) – взрослый диктует, а дети рисуют незамкнутые контуры цифр и букв; второе ( более сложное) – рисовать цифры и буквы, которые представляют собой замкнутый контур.
Рисовать сложные геометрические фигуры, такие как треугольник, многоугольник  ребёнок начинает после того, как  усвоит понятие « диагональ».  Такое понятие вводится для того, чтобы дошкольник свободно выполнял задания, используя не только направления « вверх», « вниз», « влево», « вправо», но и сложные – « вверх- вправо», « вверх – влево», « вниз – вправо», « вниз – влево».  Особенно полезны задания нарисовать фигуру: квадрат, треугольник, прямоугольник стороны которых имеют определённое количество клеток.  Например, нарисовать строку квадратов равна двум клеткам и других. Это поможет рисовать в дальнейшем более сложные, интересные предметы.
Последний этап обучения дошкольников ориентировке на листе бумаги в клетку – написание графических диктантов. 
Графические диктанты могут быть двух видов: зрительный диктант и слуховой диктант.
Зрительный диктант  способствует развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать рисунки, воспроизводить их по памяти, выкладывая из палочек или  геометрических фигур, а затем зарисовывать карандашом. Ребёнку предлагается образец графического узора и даётся задание сделать точно такой же рисунок ( срисовать).
При обучении детей срисовыванию по клеткам используют разные виды заданий:
- срисовывание предметов одинакового, большего или меньшего размера по сравнению с образцом;
- дорисовывание недостающих частей образца;
- зеркальное отображение образца.
Слуховой диктант заключается в восприятии ребёнком задания   взрослого на слух, выполнение его и сравнение полученного изображения с образцом. Взрослый даёт последовательность действий с указанием числа клеток и направлений.
Зрительные диктанты чередуются со слуховыми. 
Графические диктанты подбираются от простого к сложному. К простым диктантам относятся узоры от 2 до 5 шагов. Постепенно количество шагов увеличивается, усложняется и условие задания.
Вначале обучения перед выполнением каждого графического диктанта нужно обязательно напомнить, что есть разные стороны и направления, отметить, где у листа левый край, где правый, где верх, где низ. Показать : если мы говорим « вправо», то надо вести линию карандашом вправо, а если говорим « влево», надо вести линию карандашом влево и т.д. Напомнить как считают клетки.
Графические диктанты можно дополнять загадками, скороговорками, чистоговорками, пальчиковой гимнастикой. Данную работу можно выстраивать в разной последовательности. Вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки, чистоговорки, а затем провести графический диктант. Можно сделать наоборот. Загадки лучше загадывать в конце работы. Когда ребёнок закончит рисунок, взрослый  объясняет, что есть предметы и есть их изображения: фотографии, рисунки, схемы. Результат графического диктанта – это схематичное изображение предмета. Во время работы над графическим диктантом очень важен положительный эмоциональный настрой ребёнка  и настрой на успешное выполнение задания, положительная оценка взрослого  даже за малейшее достижение.

"УСПЕХ!"

 Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru

e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru

телефон:  +7 (909) 007-03-88                 

Знак информационной продукции «0+»

© 2014                 Телефон:  +7 (495) 123-12-12                 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7                 E-mail: info@mail.ru