Театрализация, как творческий метод преобразования реальности.
Мязитова Румия Мансуровна, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ с. Подстепки СП «Спектр»
E-mail: myazitova. rumija.26@ yandex.ru
«Театр - это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся». И.Ф. Шиллер.
- - увлекательный, яркий, плодотворный этап жизни, когда дети постигают неизведанное, анализируют и узнают культуру, традиции, окружающий мир, период создания будущей жизни и самого себя. В дошкольном образовании, в совместной деятельности детей и взрослых появилось новое направление - приобщение детей к театральной культуре, знакомство с историей создания театра в России, деятельностью работников театра, знакомство с различными видами и жанрами искусства театра. В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание программы ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей – образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - речевое развитие», «Физическое развитие». «Цитата» [1. с.7] Для выполнения данных критериев необходимо создание условий. Разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать направления, формы и методы работы. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. «Цитата» [3. с.6 ]
Мир искусства оказывает незаменимое влияние на гармоничное развитие дошкольников: происходит активное развитие речи, познание красоты, эмоциональное благополучие, развитие творческих способностей. Театр, музыка, изобразительное искусство, художественная литература имеют собственные выразительные средства. Театр - праздник в удивительном мире искусства. Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал воспитанников, формирует правильную модель поведения, знакомит с литературой, музыкой, правилами этикета, традициями народов. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. «Цитата». [4.с.7] «Художественное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста – конгениальные образовательные процессы, пересекающиеся в области искусства. Новизна и своебразие в организации работы с детьми по театрализованной деятельности заключается в партнерстве педагога, детей и родителей, в использовании различных форм работы и видов деятельности, возможность видеть результаты развития способностей воспитанников. Взаимодействие учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию способствует развитию речи детей, расширяет представление об окружающем, адаптирует в социуме. Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении - доступный вид искусства, является актуальной, инновационной, многогранной и привлекательной в игровой форме работа для развития речи, формирования художественно-эстетического вкуса детей, творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы, а также для создания условий в воспитании коммуникативных способностей дошкольников. В своей работе руководствуемся разработками В.В. Гербовой, Н.Е. Вераксы, М.Д. Маханевой, используем новинки методической литературы. В работе применяем различные методы и формы работы с дошкольниками в образовательном процессе - уникальная возможность воспитания детей посредством игр, упражнений, игр - драматизаций, бесед, презентаций о театральном искусстве на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности, участия в концертах. Новизна в проведении театрально - игровой деятельности, заключается в применении нетрадиционных форм представлений с ИКТ: в видеоклипах, презентациях, слайд - шоу. Используем мягкие модули в качестве декораций, применяем ростовые куклы, нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра. Наглядность художественного отражения жизни, основанная на восприятии окружающего мира через образы персонажей, формирует навыки социального поведения, происходит познание и умение выражать собственное отношение к окружающему миру, развитие личности дошкольника, для нас - профессиональное самовыражение, радость в работе от полученных результатов. При выборе художественного произведения для постановки ориентируемся на возраст детей, возможность решения при этом эстетических, нравственных проблем. В этом нам помогают русские народные сказки, где происходит общение слушателя и рассказчика, произведения классиков – К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Д. Мамина - Сибиряка и современная детская литература.
Использование инновационных технологий, различных методов и приемов в театральной деятельности способствуют всестороннему развитию дошкольников, при этом взрослые - участники игровых, творческих, исследовательских проектов. Личностно – ориентированный подход в работе помогает адаптации, самореализации для становления личности ребенка. Для этого используем театральные этюды. Они помогают развивать умения передавать эмоциональное состояние, характер персонажей с помощью мимики и жестов. Социоигровая технология помогает объединению детей, совместному обсуждению индивидуальной работы и превращение в коллективную через игры – задания. Например, надо разделиться в микрогруппы: по цвету одежды, цвету волос, глаз. Затем группы получают задания: спортсмены – шагают, музыканты – играют, актеры – кланяются. Движения должны выполняться без слов, синхронно, отвечают на вопрос: согласованы ли действия и почему. Дети учатся договариваться, общаться, преодолевать свои комплексы, признавать мнение других, обсуждать и решать проблему. Происходит развитие умения комбинировать образы, интуиция, находчивость и сообразительность, умение импровизировать. Используем интересную, творческую форму в театральной деятельности - технологию «синквейн» в форме игры, она обогащает словарный запас, развивает мышление. В дальнейшем технология «синквейн» будет использоваться в обучении в школе. Для развития артикуляционного аппарата и моторики рук используем технику биоэнергопластики для синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшения внимания, памяти, мышления, речи детей. Используем упражнения «Лодочка», «Фонарик», «Птичка пьет водичку». Ритмопластика - технология, при которой простые, пластичные движения (танцевальные, общеразвивающие) в медленном темпе под музыку выполняют дети с музыкальным руководителем, происходит развитие двигательной способности, координации движений, в упражнениях «Плавные руки», «Изобрази прогулку медведей», «Тепло - холодно», «Сердитый папа», «Я на скрипочке играю». Игры - превращения «Дерево», «Муравьи, бабочки, самолеты»; пантомима «Покажи предмет», «Расскажи стихи руками» учат маленьких актеров воображению и фантазии. Наша роль, как соучастников процесса в положении «все вместе» является инновацией в театрализованной деятельности в детском саду, тем самым побуждает к большей творческой активности. Все упражнения, этюды, видеопутешествия, музыкальное сопровождение выступлений используются на физкультурных, музыкальных занятиях, в самостоятельной игровой деятельности и требуют у дошкольников решительности, трудолюбия, способствует формированию волевых черт характера, развитию умения комбинировать образы, интуиции, находчивости и сообразительности, умению импровизировать. Выступления детей на сцене перед зрителями, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей, раскрепощению и повышению самооценки, чередование функций исполнителя и зрителя. Инновационные и традиционные технологии, интеграция образовательных областей, применение принципов систематичности, активности, доступности, рациональности, гуманизма - способы для всестороннего развития и воспитания дошкольников через театрализованную деятельность, является целью и итогом нашей работы в творческом направлении. В организации театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении поставлена цель - научить детей зародить желание привносить прекрасное и доброе в жизнь. Театр находится на первом месте, среди других видов искусства, по силе прямого эмоционального воздействия на людей. Для полного восприятия детьми искусства театра, знакомим с различными видами театральной деятельности: режиссерские и игры - драматизации. К режиссерским играм в детском саду относятся настольный, теневой, театр, театр на фланелеграфе. Ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой. «Цитата» [2.c.4] По мнению П. Блонского все виды игр являются искусством ребенка, его творчеством. В младшем дошкольном возрасте режиссерские игры взаимосвязаны с сюжетно - ролевыми: с помощью педагога происходит обогащение сюжетами, а в дальнейшем с выполнением роли из социального опыта. С детьми старшего возраста используются игры - драматизации и режиссерские. Для драматизации используем игры - имитации образов животных, персонажей; ролевые диалоги, постановки спектаклей сказок, басен, стихотворений. Артистами в режиссерской игре являются игрушки и заместители, где дети озвучивают и показывают сюжет. Для организации театрализованной деятельности необходимо придерживаться разнообразной и содержательной тематики, включение театрализованных игр в течение дня, во все занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых в свободное время, активизация детей к подготовке и проведению игр. Чтение стихотворений, произведений должно быть выразительным, необходимо подключать ребят к диалогу, учить передавать интонацию голосом, движениями, перевоплощаясь в образы. В работе над образами прорабатываем высказывания персонажей, при имитации в играх: «Покажите, как крадется хитрая лиса», «Покажите, как идет вперевалочку медведь…» Отрабатываются эмоции в дидактической игре «Какое настроение у сказочного героя?» (грустное, радостное). Только после такой работы переходим к инсценировке произведения. Выбор сказки зависит от возраста дошкольников: для младших - это русские народные или авторские сказки, в которых дети озвучивают игрушки, изображая персонажей. Используя кукольный театр, дети обретают чувство успеха, открывают свои потайные чувства не только на словах, но и мимикой, жестами, полностью раскрывая себя: куклы оживают, у них появляется характер, настроение - используем психологический метод - куклотерапия.
В разных возрастных группах содержание и методика в театрализованной деятельности различны. Для детей младшей группы главная цель - развитие интереса и привлечение к театрализованной деятельности, в качестве зрителей. После постановки сказки фиксируем внимание детей на то, что звери кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши. Следующий этап - читаем произведения, происходит перевоплощение детей в животных на основе подражания взрослому, используем фольклор: потешки, песенки, прибаутки, короткие стишки. Позже проводим драматизацию сказок «Репка», «Колобок», в роли рассказчика - воспитатель или родитель. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. «Цитата» [2.c.4] Приобщение к театральной игре во второй младшей группе происходит постепенно. У детей среднего и старшего возраста режиссерские игры разнообразнее: происходит отражение знакомых сказок, мультфильмов., появляются главные и второстепенные роли. Разыгрываем потешки, песенки и стихи, увеличиваем количество разыгрываемых сказок. У детей развивается воображение, фантазия, словесное творчество. Им важен процесс игры, ориентированной на зрителя, результат, исполнение различных ролей, создание образа - происходит усложнение видов, форм театрализованной игры: используем показ сценок, сказок, представления. Самостоятельно дети показывают сказки «Теремок», «Лиса и заяц», «Гуси - лебеди». Для драматизации используем отрывки с повторами, затем полностью сказку. Уделяем внимание на количество проигранных каждым ребенком ролей, предоставление равных возможностей участия в инсценировках. Включаем упражнения для развития речи, дыхания и голоса для улучшения речевого аппарата дошколят. Используются роли на «сопротивление»: если ребенок по поведению «зайка», предлагаем роль «волка» - использовать принцип индивидуализации. Выполнение игровых заданий, ритмопластические упражнения в образах животных и персонажей из сказок, игры по управлению театральными куклами помогают овладеть своим телом, реализовать пластические возможности движений. - ролевое поведение становится более активным, осознанным. Происходит усложнение методов и приемов: ведение рассказа от первого лица, сопровождение словами и движениями; импровизация становится основой - одного и того же зверя можно показать по - разному: трусливый заяц, храбрый заяц, грустный, веселый. Воспитатель поощряет желание детей использовать свои способы передачи текста и движения, организацию места, атрибутов для игр, тем самым происходит развитие самостоятельности и уверенности у детей. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование устойчивого интереса к театру, как источнику радости, эмоциональных переживаний. Дети знакомятся с разными видами театра, понятиями «мимика», «жесты». С дошкольниками изучаем актерское мастерство, для этого используются упражнения для развития речи, артикуляции, мимики, творческие упражнения, актерские этюды для развития мелкой моторики и снятия мышечного напряжения. В старшей группе проводим инсценировки по художественным произведениям, исполняются роли в спектаклях на основе содержания, придуманного детьми, инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок, совершенствуется художественно - образные исполнительские умения. В подготовительной к школе группе дети знакомятся с театром, как видом искусства, расширяют кругозор знаниями об истории театра, о театральных помещениях для зрителей, артистов, о театральных профессиях. Проводим специальные игры - беседы, викторины для развития творческой самостоятельности в передаче образа, прорабатываем выразительность речевые и театрализованные игры, которые расширяют мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие ошибки. Дети становятся более раскованными, общительными, учатся формулировать свои мысли и выражать их публично, чувствовать и узнавать больше об окружающем мире. «Цитата» [4.c.4] В группе детского сада организовали центр для театрализованных представлений, разместили переносные ширмы, экраны для театральных постановок, вешалки, которые ребята используют по желанию в групповом пространстве. Материалы находятся на полках, меняем и дополняем в соответствии с возрастными и временными задачами. В театральном уголке - куклы в национальных костюмах, игрушки - неваляшки, матрешки, свистульки, театральные костюмы, костюмы зверей. Организовали различные виды театров: настольный, наручный, кукольный, плоскостной, пальчиковый, теневой, конусный, театр масок, бибабо, театр теней «Колобок», «Красная шапочка», театр эмоций, ростовые куклы, театр игрушек, магнитный с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросенка». Дети средней группы инсценируют, легко управляя куклами, сказки «Репка», «Колобок», придумывают небольшие сценки. Используя этюды с куклами, обращаем внимание маленьких актеров на то, чтобы речь совпадала с движениями - развиваются эмоции, повышается уверенность в себе. Театр Петрушки - бибабо перчаточный очень нравится ребятам: испытывают огромную радость, управляя куклами в сказках «Репка», «Ряба», «Колобок», «Три поросёнка». Театр из природного материала: шишки, желуди и каштаны используем в ящике с песком. Выразительность детской речи в процессе театрализованной игры, формирование интереса, импровизация, расширение разновидностей игр - драматизаций зависит от воспитателя. Через игру дети учатся управлять куклой, овладевают базовыми навыками в речи и движениях. Детям нравится исполнять роли в играх - инсценировках в театральных костюмах, становятся более активными и коммуникабельными. В сюжетно-ролевых играх дошкольники могут отражать впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности. В играх - драматизациях дошкольники передают содержание произведения, сохраняя последовательность эпизодов, создание интересного, яркого образа выразительными средствами: интонацией, мимикой, действиями по исполнению роли. Импровизация развивает мышление, творчество, актерское мастерство.
При постановке сказок, драматизаций, для передачи игровых и сказочных образов, используем музыкальное сопровождение. Музыка обогащает духовный мир ребёнка, влияет на творческое развитие детей. Для достижения хороших результатов в театральном творчестве, музыкальные занятия помогают развивать музыкальные способности, умение ритмично двигаться.
Дети старшего возраста посещают кружок «Маленькие актеры» и выступления перед родителями и детьми других групп стали традиционными: вниманию были представлены сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три поросёнка» в классической постановке, «Волк и семеро козлят» и «Красная шапочка» в новой интерпретации, сказки «Капризка», «Мешок яблок», драматизации народных сказок «Водяная», «Как собака друга искала», постановки по правилам дорожного движения. Выступления были записаны на видео, появилась возможность увидеть и обсудить удачные моменты и ошибки в передаче образов и характеров персонажей.
Анкетирование родителей показало, что большинство детей не посещают профессиональные театральные постановки. Мы стараемся использовать любую возможность: смотрим спектакли, созданные детьми постарше и постановки артистов.
Благодаря проделанной работе, дети более уверенно чувствуют себя на сцене, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками, с удовольствием примеряют на себя различные роли и детально передают образы персонажей, передают различные эмоциональные состояния в мимике и жестах.
Накопленный опыт позволяет использовать разработки в театрализованной деятельности для повышения качества и совершенствования учебно-воспитательного процесса с дошкольниками с использованием мини-проектов, конспектов образовательной деятельности с включением элементов из театральных игр, упражнений, этюдов, представлений, развлечений, праздников. Разработали долгосрочное планирование театральных игр и мероприятий для дошкольников. Для педагогов разработали перспективный план на год, конспекты занятий, упражнения и диагностический материал. Родителям были предложены консультации по развитию речи и театрализованную деятельности, папки - передвижки, индивидуальные беседы, конкурсы, творческие выставки. Опыт работы возможен в работе детского сада. Театрализованная деятельность помогает накоплению эмоционального и сенсорного опыта у детей. Для родителей - возможность по педагогическому просвещению в развитии и воспитании, участия в тематических вечерах, реальность стать равноправными авторами текста, производителями декораций, костюмов. Это школа, где учатся общению с детьми в творческом коллективе. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх и мероприятиях положительно влияет на обогащение детского словарного запаса, на развитие речевых способностей. У дошкольников улучшается настроение, повышается уверенность, чувствуют себя свободнее, общаются более доверительно, переносят, приобретенные в театрализованных играх песни, танцы, стихи в повседневную жизнь. Таким образом, театрализованная деятельность - неотъемлемый элемент и важнейшее средство художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста. Жизнь детей становится осмысленной и интересной, наполненной творчеством, яркими впечатлениями - это возможность ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые аплодисменты. Ребята получают навыки, необходимые в повседневной жизни, развивается связная речь, обогащается словарный запас, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, появляется возможность проявить таланты, изобретать, воплощать фантазии в реальные образы. Литература: 1.ФГОС ДО. 2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М.: Просвещение, 1991 3. Маханева М.Д. «Театральные занятия в детском саду» - М.: «Сфера», 2001. 4.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми с 4-5 лет». - Мозаика – Синтез, 2007. 5. Интернет - ресурсы.