Управление образования администрации
Ленинского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Видновский художественно-технический лицей»
КОНСПЕКТ
по развитию речи
«Народные сказки как средство патриотического воспитания»
(для детей подготовительной группы)
Составила:
воспитатель
Куренкова Е. В.
2025 г.
Цель: Формировать у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры
Задачи:
Закрепить знание детей о русском фольклоре на примере русских сказок. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках Учить отвечать на вопросы полным ответом.
Развивать память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, умение работать в коллективе.
Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. Сочувствовать, сопереживать, готовность оказать помощь.
Материал:
«Письмо» из страны сказок, конверты с заданиями, разрезные картинки по мотивам сказок (пазлы). Видеоматериал, сюрприз.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети по пути в Детский Сад я нашла странный конверт. На нём адрес г. Видное, детский Сад «Теремок», ребятам подготовительной группы № 12.
Что внутри я не знаю. Давайте посмотрим!
Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его!
«Здравствуйте ребята! Пишут вам жители огромной страны сказок. Мы живём далеко – далеко, за горами за морями, за дремучими лесами. В Тридёсятом царстве государстве. У нас случилась беда. Злой Кощей похитил все сказки, и вернёт их нам только тогда, когда мы выполним все его задания. Милые ребята если вы любите мечтать, верите в чудеса, помогите нам вернуть сказки. С уважением к вам ваши друзья из страны сказок!»
Воспитатель: Дети кто прислал нам это письмо?
Дети: Жители сказочной страны!
Воспитатель: Что произошло в стране сказок?
Дети: Злой Кощей похитил все сказки.
Воспитатель: О чём просят нас жители сказочной страны?
Дети: просят о помощи!
Воспитатель: Вы любите сказки?
Дети: Да, любим!
Воспитатель: Тогда нам немедленно нужно браться за дело.
Воспитатель достаёт первое задание «Ответьте на вопросы»
Воспитатель: Что такое сказка?
Дети: Это выдуманное произведение.
Воспитатель: Кто придумывает сказки?
Дети: Сказки придумывают сказочники, народ.
Воспитатель: Почему некоторые сказки называются Русские народные?
Дети: Их придумывает русский народ!
Воспитатель: Верно, эти сказки придумывал русский народ и передавались они из уст в уста, из поколения в поколения.
Воспитатель: Что в сказках происходит необычного?
Дети: Звери разговаривают, герои которые не существуют на самом деле.
Воспитатель: Давайте вспомним, как начинаются сказки, какими словами?
Дети: Жили-были, в некотором царстве и т. д.
Воспитатель: А какими словами заканчиваются?
Дети: Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец. Стали они жить долго и счастливо.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с первым заданием!
Физминутка:
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили - Повороты Головы
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали - Наклоны в стороны
Вперевалочку ходили - Перешагивание с ноги на ногу
И из речки воду пили - Присесть
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали. - Поочерёдное поднятие ног
Воспитатель достаёт конвертик со вторым заданием «Отгадай загадку»
1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?(Баба-Яга)
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят (Гуси-лебеди)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?(Царевна лягушка)
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.(Репка)
6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.(Колобок)
7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.(Козлята)
Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
Воспитатель достаёт конверт с третьим заданием и читает:
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Задание: «Сложи картинку»
Воспитатель:Чтобы правильно и быстро выполнить задание сделаем гимнастику для пальчиков
«Любимые сказки»
Будем пальчики считать - Фонарики
Будем сказки называть - Сжатие пальцев
Рукавичка, теремок
Колобок румяный бок
Есть Снегурочка - краса
Три медведя, волк, лиса
Репку мы не позабудем
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад! Хлопают в ладоши
Дети собирают картинки и объясняют что у них получилось.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Сюжеты из сказок. Перечисляют: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Солнце, Месяц и Ворон Воронович, Снегурочка.
Воспитатель в это время читает стих:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)
Воспитатель:
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы становитесь
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказку мы играть.
Сказку "Заюшкина избушка" покажите,
И герою помогите.
Лису надо вам прогнать,
Кто за кем, где должен играть?
Дети показывают театрализованное представление по сказке "Заюшкина Избушка"
Воспитатель: Молодцы ребята все задания мы выполнили, и Злой Кощей освободил все сказки! (Звучит песенка страны сказок)
Воспитатель: дети как вы думаете, чему учат нас сказки?
Дети: Быть добрыми, смелыми, дружными помогать слабым, быть трудолюбивыми, как победить зло, лож, коварство, не терять веру в удачу, любить родину.
Воспитатель: Что помогло нам справиться с заданиями?
Дети: Наша дружба!
Воспитатель: Вы очень дружные ребята, и хорошо знаете сказки, это и помогло вам справиться с заданиями.
Воспитатель:
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них,
Пусть герои сказок дарят на тепло,
Пусть добро на веки побеждает зло.
Воспитатель: Наше путешествие закончено, я хочу вас поблагодарить за работу и пожелать:
«Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.
Как ветер с морем, трава с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами! »
Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-синтез,2019.
2. Титаренко В.А. «Сказкотерапия. Развитие речи». Картотека сюжетных картинок.- М.: Детство-Пресс,2024, 96с.
3.Можгова Е.И. «Театрализованное занятие по нравственному воспитанию детей от 5 лет на основе народной сказки». Выпуск 2 – М.: Детство – Пресс, 2020, 8с.
4. «Растим патриотов России. Русский фольклор в воспитании дошкольников». Сборник статей. 0-7 лет. – М.: Детство – Пресс, 2025,
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2014.
6. Федеральная образовательная программа, 2022.
"УСПЕХ!"
Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru
e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru
телефон: +7 (909) 007-03-88
Знак информационной продукции «0+»
© 2014 Телефон: +7 (495) 123-12-12 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7 E-mail: info@mail.ru