Управление образования администрации

Ленинского городского округа

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Видновский художественно-технический лицей»

 

 

КОНСПЕКТ

по развитию речи

«Народные сказки как средство патриотического воспитания»

(для детей подготовительной группы)

 

 

Составила:

воспитатель

Куренкова Е. В.

 

2025 г.

 

Цель: Формировать у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры

Задачи:

Закрепить знание детей о русском фольклоре на примере русских сказок. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках Учить отвечать на вопросы полным ответом.

Развивать память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, умение работать в коллективе.

Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству. Сочувствовать, сопереживать, готовность оказать помощь.

Материал:

«Письмо» из страны сказок, конверты с заданиями, разрезные картинки по мотивам сказок (пазлы). Видеоматериал, сюрприз.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети по пути в Детский Сад я нашла странный конверт. На нём адрес г. Видное, детский Сад «Теремок», ребятам подготовительной группы № 12.

Что внутри я не знаю. Давайте посмотрим!

Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его!

«Здравствуйте ребята! Пишут вам жители огромной страны сказок. Мы живём далеко – далеко, за горами за морями, за дремучими лесами. В Тридёсятом царстве государстве. У нас случилась беда. Злой Кощей похитил все сказки, и вернёт их нам только тогда, когда мы выполним все его задания. Милые ребята если вы любите мечтать, верите в чудеса, помогите нам вернуть сказки. С уважением к вам ваши друзья из страны сказок!»

Воспитатель: Дети кто прислал нам это письмо?

Дети: Жители сказочной страны!

Воспитатель: Что произошло в стране сказок?

Дети: Злой Кощей похитил все сказки.

Воспитатель: О чём просят нас жители сказочной страны?

Дети: просят о помощи!

Воспитатель: Вы любите сказки?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: Тогда нам немедленно нужно браться за дело.

Воспитатель достаёт первое задание «Ответьте на вопросы»

Воспитатель: Что такое сказка?

Дети: Это выдуманное произведение.

Воспитатель: Кто придумывает сказки?

Дети: Сказки придумывают сказочники, народ.

Воспитатель: Почему некоторые сказки называются Русские народные?

Дети: Их придумывает русский народ!

Воспитатель: Верно, эти сказки придумывал русский народ и передавались они из уст в уста, из поколения в поколения.

Воспитатель: Что в сказках происходит необычного?

Дети: Звери разговаривают, герои которые не существуют на самом деле.

Воспитатель: Давайте вспомним, как начинаются сказки, какими словами?

Дети: Жили-были, в некотором царстве и т. д.

Воспитатель: А какими словами заканчиваются?

Дети: Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец. Стали они жить долго и счастливо.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с первым заданием!

Физминутка:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили - Повороты Головы

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали - Наклоны в стороны

Вперевалочку ходили - Перешагивание с ноги на ногу

И из речки воду пили - Присесть

А потом они плясали

Дружно лапы поднимали. - Поочерёдное поднятие ног

Воспитатель достаёт конвертик со вторым заданием «Отгадай загадку»

1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?(Баба-Яга)

3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят (Гуси-лебеди)

4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?(Царевна лягушка)

5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.(Репка)

6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.(Колобок)

7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.(Козлята)

 

Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

Воспитатель достаёт конверт с третьим заданием и читает:

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

Задание: «Сложи картинку»

Воспитатель:Чтобы правильно и быстро выполнить задание сделаем гимнастику для пальчиков

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать - Фонарики

Будем сказки называть - Сжатие пальцев

Рукавичка, теремок

Колобок румяный бок

Есть Снегурочка - краса

Три медведя, волк, лиса

Репку мы не позабудем

Знаем волка и козлят

Этим сказкам каждый рад! Хлопают в ладоши

Дети собирают картинки и объясняют что у них получилось.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Сюжеты из сказок. Перечисляют: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Солнце, Месяц и Ворон Воронович, Снегурочка.

Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!)

Воспитатель:

Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы становитесь

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказку мы играть.

Сказку "Заюшкина избушка" покажите,

И герою помогите.

Лису надо вам прогнать,

Кто за кем, где должен играть?

Дети показывают театрализованное представление по сказке "Заюшкина Избушка"

Воспитатель: Молодцы ребята все задания мы выполнили, и Злой Кощей освободил все сказки! (Звучит песенка страны сказок)

Воспитатель: дети как вы думаете, чему учат нас сказки?

Дети: Быть добрыми, смелыми, дружными помогать слабым, быть трудолюбивыми, как победить зло, лож, коварство, не терять веру в удачу, любить родину.

Воспитатель: Что помогло нам справиться с заданиями?

Дети: Наша дружба!

Воспитатель: Вы очень дружные ребята, и хорошо знаете сказки, это и помогло вам справиться с заданиями.

Воспитатель:

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них,

Пусть герои сказок дарят на тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло.

Воспитатель: Наше путешествие закончено, я хочу вас поблагодарить за работу и пожелать:

«Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как поле с плугом.

Как ветер с морем, трава с дождями.

Как дружит солнце со всеми нами! »

Верить в сказку - это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Веракса Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-синтез,2019.

2. Титаренко В.А. «Сказкотерапия. Развитие речи». Картотека сюжетных картинок.- М.: Детство-Пресс,2024, 96с.

3.Можгова Е.И. «Театрализованное занятие по нравственному воспитанию детей от 5 лет на основе народной сказки». Выпуск 2 – М.: Детство – Пресс, 2020, 8с.

4. «Растим патриотов России. Русский фольклор в воспитании дошкольников». Сборник статей. 0-7 лет. – М.: Детство – Пресс, 2025,

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2014.

6. Федеральная образовательная программа, 2022.

 

 

"УСПЕХ!"

 Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru

e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru

телефон:  +7 (909) 007-03-88                 

Знак информационной продукции «0+»

© 2014                 Телефон:  +7 (495) 123-12-12                 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7                 E-mail: info@mail.ru