Куренкова Елена Викторовна
Воспитатель
МАОУ «ВХТЛ» (дошкольное отделение) г. Видное
Ленинский г.о. Московская область
 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

(дошкольное отделение)

 

 

КОНСПЕКТ

по развитию речи

на тему: «Заюшкина избушка»

(для детей средней группы)

 

 

Составила:

воспитатель

Куренкова Е.В.

 

г. Видное

2022 г.

 

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: сказками, загадками; обратить внимание на красоту и особенности народного языка.
  • Вызывать интерес к фольклору.
  • Учить детей пересказывать сказку «Заюшкина избушка», выразительно передавая диалоги персонажей; учить понимать смысл загадок, упражнять в подборе прилагательных и существительных к существительному; учить детей согласованию существительных и прилагательных в роде, числе.
  • Учить называть качества, признаки животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
  • Активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах, выходящих за пределы привычного окружения.
  • Воспитывать любовь к родному языку.
  • Формировать познавательную активность.
  • Закреплять умение разрезать квадрат на треугольники; учить составлять изображение ёлки из треугольников.
  • Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
  • Приобщать детей к работе с природным материалом.
  • Вовлечь детей в совместную игровую и творческую деятельность.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: медведь, заяц, лиса, петух, собака (мягкие игрушки); пиктограмма по сказке «Заюшкина избушка»,; русская изба, сундучок; ватман, с нарисованным на ней избой, фигурами лисы и зайца;

Наглядный материал: клей, краски гуашь, кисточка для клея, красок, цв. опилки, цв. бумага, ножницы, вата.

Оформление комнаты (зала) для занятия: зал оформлен в виде русской избы.

Музыкальное сопровождение: записи русских народных песен (на выбор), музыка П. И. Чайковского «Времена года».

 

Ход занятия.

 

Дети заходят в зал, часть которого оформлена как русская изба, вдоль стены стоит стол, около которого стоит лавка; около окна расположены мольберты с материалом для изодеятельности. Воспитатель, одетый в сарафан, встречает детей.

Воспитатель: Детушки – малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А мои – то детки, детки – малолетки, уселись, расселись, кто на лавочку, кто на табуреточку. А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого – видимо – невидимо. И лавочки есть, и стол. А что ещё есть?

Дети: (перечисляют предметы домашней утвари). Самовар, деревянная посуда, лапти, половики, часы с кукушкой, люлька, печка….

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, многое знаете. А ещё, есть у меня волшебный сундучок. В этом сундуке сказки живут. Давайте его откроем и отгадаем, какая там сказка сейчас живёт (есть).

«Маленький, беленький,

По лесочку прыг – прыг!

По снежочку тык – тык!»

(заяц).

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно отгадали загадку (достаёт из сундука мягкую игрушку зайца). Послушайте загадку про следующего героя.

«Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт».

(лиса).

Воспитатель: И эту загадку вы тоже отгадали правильно (достаёт лису). А вот ещё одна загадка:

«С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком».

(собака).

Воспитатель: Верно! (достаёт собаку).

«Он в берлоге спит зимой

Под больщущею сосной,

А когда придё весна,

Просыпается ото сна».

(медведь)

Воспитатель: Молодцы! Угадали (достаёт медведя).

Это не все загадки, у меня ещё есть:

«Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт».

(петух).

Воспитатель: Молодцы ребятки, отгадали загадки про сказочных героев. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, его характеризующее. Например: лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса. Давайте поиграем: я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное»: Мишка (косолапый), Петушок (золотой гребешок), зайчишка (трусишка), волчок (серый бочок), избушка (на курьих ножках), травушка (муравушка).

Вы хорошо справились с заданием. А теперь вспомните, какими словами обычно начинаются народные сказки?

Дети: Жили-были.

Воспитатель: Чему же нас учат сказки (рассуждения детей). «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. А знаете, чем все сказки похожи? В каждой обязательно побеждает Добро.

Давайте вместе с вами вспомним и расскажем сказку наших сказочных героев (пересказ сказки «Заюшкина избушка» по лицам).

Теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка «Лесные жители».

 

Лисичка рыжая шагает,

Хвостом дорогу заметает.

Дети мягко шагают на носках.

По снегу петляет зайка,

Вправо – скок и влево – скок.

Прыгают на двух ногах вправо - влево

Ты его, лиса, поймай – ка,

Убежит он со всех ног.

 

 

По сугробам мчится волк,

Серый волк, зубами Щёлк.

 

Бегут широким шагом.

Вперевалку ходит мишка, Косолапый наш топтыжка.

Шагают на внутреннем своде стопы.

Белка скачет, белка скачет, Словно серый мягкий мячик.

Скачут.

 

 

Воспитатель: А теперь, давайте сами создадим сказку про зайца и лису, при помощи кисточек, клея и красок. Но прежде, давайте потренируем наши пальчики.

Народная пальчиковая игра «Бабушка и внуки».

  • у бабушки десять внучат. Сжимают и разжимают пальцы.

Две Акульки в люльке качаются, Сжимают пальцы в кулаки и

Две Аринки на полатях улыбаются, поочерёдно разжимают пальцы

Два Ивана на лавке сидят, на обеих руках одновременно,

  • Степана учиться хотят. начиная с мизинцев.

Десять внуков, Показывают широко раздвинутые пальцы.

  • бабушка одна. Показывают большой палец на правой

руке.

Воспитатель: Покажите мне ваши ладошки.

После пальчиковой гимнастики, дети рассаживаются за мольберты и приступают к работе: выкладывают лису из цветных опилок, зайца - из ваты, квадраты из зелёной бумаги разрезают по диагонали, намазывают их клеем и выкладывают из них елочки на ватмане, который лежит посередине мольберта.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, красивую сказку сделали. А что ещё вы сегодня делали (итог занятия). Ой, засиделись мы, а вот и угощение готово. Испекла я печенье всем на удивленье! Угощает детей, а затем прощается с ними.

 

 

 

 

Литература:

1. Веракса Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-синтез,2022.

2.О.С Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» .- М.: ТЦ Сфера, 2019

3. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду» песни, игры, театрализованные представления.- М.: Линка-пресс, 2019.

4.Комарова Т. С. «Народное искусство» книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Российское педагогическое агентство, 2016.

 

 

"УСПЕХ!"

 Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru

e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru

телефон:  +7 (909) 007-03-88                 

Знак информационной продукции «0+»

© 2014                 Телефон:  +7 (495) 123-12-12                 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7                 E-mail: info@mail.ru