Филимонова Светлана Аркадьевна 

 

Воспитатель 

Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» г. Киров

 

 

План работы по теме самообразования: « Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

 

Воспитатель: Филимонова Светлана Аркадьевна.

 

1. Теоретическая часть.

 

 

Актуальность:

 

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, Интернета. Человеку приходится справляться с огромным количеством творческих задач. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи и другое. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы..Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Учитывая это, я решила обратить внимание на проблему развития у детей логического мышления посредствам использования в работе логических упражнений , дидактических игр, т.к. основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

 

ФГДОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.Особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Дидактические игры,как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника, и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Требования ФГДОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении,познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различаетусловную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. Пытается самостоятельно придумывать обьяснения явлениям природы и поступкам людей.

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Условия развития логического мышления детей дошкольноговозраста через дидактические игры и упражнения в детском саду:

- Для работы с группой детей , которые проявляют различный уровень познавательной активности, необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду в соответствии с зоной актуального и ближайшего развития.

Многие психологи и педагоги отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей ВОЗМОЖНОСТИ логического мышления, как потенциал умственного развития и так как ведущим видом деятельности 4-5 лет является игра,то именно при помощи игровой деятельности и следует развивать у детей логические способности.

Теоретической базой моего опыта являются теории развивающего обучения Л.С.Выготского.

Л.С. Выготский выделил в формировании научных понятий у детей три основных психологических момента:

- Установление зависимостей между понятиями, образование их системы;

-Осознание собственной мыслительной деятельности;

-Благодоря тому и другому , ребенок приобретает особое отношение к обьекту, позволяющее отражать в нем то, что недоступно житейским понятиям( проникновение в сущность обьекта).

А также теоретической базой моего опыта является методика Л.Н.Коротовских.. Она в своей методике знакомит детей с новыми математическими понятиями; предлагает игры направленные на развитие логического и творческого мышления, пространственных представлений, памяти, внимания. Предлагает различные формы обучения- коллективные, групповые, индивидуальные. В своем пособии она предлагает разнообразные занятия –классические в группе, игры, путешествия, прогулки, соревнования. Предусмотрены постоянная смена деятельности детей, использование наглядного материала(как демонстрационного так и раздаточного).

Целью моей деятельности является:

- создание условий и подготовка детей дошкольного возраста к непрерывному саморазвитию через формирование некоторых приемов умственной деятельности и совершенствование раскрытий творческих способностей.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

-продолжать обогащать предметно-пространственную среду.

- развивать у детей 4-5лет логические способности при помощи

игровой деятельности

-развивать у детей 4-5 лет речь ( умение рассуждать, доказывать, произвольность внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

Существуют этапы формированиялогического мышления у дошкольников:

1.Сравнение, обобщение, группировка, классификация.

2.Моделирование.

3.Алгоритмы.

4.Комбинаторика.

5.Задачи на смекалку,догадку,использование элементарной научной информации.

6.Уточнение скрытого смысла загадок, пословиц.

7.Решение ребусов, пресс-кроссов.

 

2. Практическая часть

 

Слова Л.С. Выготского стали стимулом для моей практической деятельности..

« Научные понятия не усваиваются и не

заучиваются ребенком, не берутся па-

мятью ,а возникают и складываются с

помощью напряжения всей активности

его собственной мысли»

Л.С. Выготский

В работе с детьми я использую разнообразные игры.

- предметные: дидактические( «Папа,мама, я»), настольно-печатные, на нахождение размера, цвета, формы(«Найди похожую фигуру»), на классификацию предметов.

  • логические блоки состоят из 10больших круглых карточек и 40 маленьких, в таких играх ребенок подбирает к одной болтшой карточке 4 маленькие карточки так, чтобы они логически дополняли большую карточку,с их помощью дети тренируют внимание, память, восприятие, мышление. «Часть и целое»(с помощью этой игры дети научатся воспринимать предметы как совокупность отдельных функциональных деталей, а свойства обьекта в целом, как совокупность свойств и компонентов). «Обобщение»(с помощью этой игры дети в игровой форме научатся обьединять предметы по их функциям). «Признаки»(с помощью этой игры дети научатся находить одинаковые признаки у разных предметов). «Свойства»( с помощью этой игры дети научаться находить предметы обладающие одинаковыми свойствами).

-на развитие пространственного воображения:с помощью моделирования, кубики Никитиных- учат анализировать образец постройки, рассуждать, сравнивать. Игра « Сложить геометрическую фигуру» -выкладывать геометрические фигуры.

-игры с палочками: назвать геометрическую фигуру, выложить треугольник, квадрат.

-графические игры: их цель заключается в том , чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. «Лишний предмет», «Холодное горячее». Разные лабиринты.Логические таблицы, где нужно дорисовать,раскрасить, обозначить.

-словесные игры: загадки, потешки,стихи,считалки.

-пальчиковые игры: эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности.

Большое внимание я уделяю созданию условий в группе. И прежде всего в развивающей предметно-пространственной среде. В центре сенсорного и математического развития находятся: мозайка, кубики, конструкторы различной модельности(лего, деревянный, пластмассовый, мягкий),стаканчики разных размеров, пирамидки, цветные скрепки, цветные камни, матрешки, маленькие и большие плоскостные и обьемные геометрические фигуры, пазлы(картонные на разностороннюю тематику, деревянные), домики с прорезными разнообразными фигурками и с замочками, к которым нужно подбирать ключики, разноцветные маленькие и большие шары.Игры с палочками.

- Дидактический материал, дидактические игры « Кто в домике живет», «Мама ,папа, я», « Найди похожую фигуру», «Часть и целое», «Обобщение», « Времена года», обучающая серия «Половинки», « Кто где?»,настольно-печатные игры, познавательный материал, схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.

- Своими руками сделаны : на липкой ленте разных размеров ,цвета, формы, геометрические фигуры; фланелеграф,мешочки с разными наполнителями(горох,галька, крупа, песок,пуговицы).На ткани пришиты разных видов застежки( кнопки, пуговицы, молнии, липучки, крючки).

В этом году я продолжала пополнять предметно-пространственную среду.

  • руками сделаны игры: «Построй цепочку», «Закрой окошко», «Найди недостающую фигуру», « Выложи по размеру», «Цветные камни»(где схематически изображены дорожки по которым выкладываются камни). Центр сенсорного и математического развития пополнился такими играми как:

-«Изучаем цвета», «Разгадай головоломку», «Сложи узор», «Что сначало что потом», «Логические таблицы».

-Пальчиковые настольно-печатные игры «Дело мастера боится».

-Из пункта 3.2.5. Стандарта гласит, что одним из условий развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, поэтому я использую следующие

Формы работы с родителями:

-совместные игры (занятия с детьми и родителями о второй половине дня)

-консультации о подборе развивающихся игр для детей 4-5лет индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому ребенку

-собрания с показом фрагментов занятий (цель: обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую,мыслительную стороны развития их ребенка)

-состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых)

-подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления

-разьяснительная и образовательная работа

-папка передвижка

-выставка игр на развитие логики

Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную литературу энциклопедического характера, а также игры(настольно-печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей. Радуют успехи ребят . Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.

Результаты моей деятельности в средней группе..

Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно утверждать что:

- 100% детей овладели с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации.

- 60% детей могут установить определенную последовательность некоторых событий ( семя…росток…цветок) и другое.

-30% детей испытывают устойчивый интерес к развивающимся играм. Возрасла степень их активности в самостоятельной деятельности.

- Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это сложная речевая деятельность, но она необходима. Ребенок должен уметь обьяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стеснятся этого.

- Работа по развитию логического мышления на основе дидактических игр и упражнений принесла свои плоды- дети стали более раскрепощенными, они стали более уверенными в себе.

Перспективы

Я ставлю перед собой перспективы провести с родителями:

-семинар-практикум: «Игры и упражнения направленные на развитие логических способностей дошкольников»

-познакомится и внедрить в работу с детьми методику Золтана Дьенеша

-продолжать обогащать предметно-пространственную среду дидактическими играми в соответствии с возрастными особенностями детей

-продолжать изучать новинки педагогической литературы по данной теме и использовать в своей работе.

3. Информационно-аналитическая часть работы.

Методика:

1.Л.Н.Коротовских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

2.М.Султанова «Развитие воображения, моторики, логики,внимания».

3.О.Н. Земцова «Задачки для ума» развитие мышления 4-5лет..

4.М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики» младшая группа.

5. Дидактические игры «Кто в домике живет?», «Найди похожую фигуру», «Четвертый лишний», «Времена года», «Обобщение», «Часть и целое»,

  • Мама, папа, я» и др.

 

"УСПЕХ!"

 Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru

e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru

телефон:  +7 (909) 007-03-88                 

Знак информационной продукции «0+»

© 2014                 Телефон:  +7 (495) 123-12-12                 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7                 E-mail: info@mail.ru