Филимонова Светлана Аркадьевна
Воспитатель
Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» г. Киров
План работы по теме самообразования: « Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Воспитатель: Филимонова Светлана Аркадьевна.
1. Теоретическая часть.
Актуальность:
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, Интернета. Человеку приходится справляться с огромным количеством творческих задач. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи и другое. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы..Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Учитывая это, я решила обратить внимание на проблему развития у детей логического мышления посредствам использования в работе логических упражнений , дидактических игр, т.к. основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
ФГДОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.Особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Дидактические игры,как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника, и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Требования ФГДОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении,познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различаетусловную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. Пытается самостоятельно придумывать обьяснения явлениям природы и поступкам людей.
-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Условия развития логического мышления детей дошкольноговозраста через дидактические игры и упражнения в детском саду:
- Для работы с группой детей , которые проявляют различный уровень познавательной активности, необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду в соответствии с зоной актуального и ближайшего развития.
Многие психологи и педагоги отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей ВОЗМОЖНОСТИ логического мышления, как потенциал умственного развития и так как ведущим видом деятельности 4-5 лет является игра,то именно при помощи игровой деятельности и следует развивать у детей логические способности.
Теоретической базой моего опыта являются теории развивающего обучения Л.С.Выготского.
Л.С. Выготский выделил в формировании научных понятий у детей три основных психологических момента:
- Установление зависимостей между понятиями, образование их системы;
-Осознание собственной мыслительной деятельности;
-Благодоря тому и другому , ребенок приобретает особое отношение к обьекту, позволяющее отражать в нем то, что недоступно житейским понятиям( проникновение в сущность обьекта).
А также теоретической базой моего опыта является методика Л.Н.Коротовских.. Она в своей методике знакомит детей с новыми математическими понятиями; предлагает игры направленные на развитие логического и творческого мышления, пространственных представлений, памяти, внимания. Предлагает различные формы обучения- коллективные, групповые, индивидуальные. В своем пособии она предлагает разнообразные занятия –классические в группе, игры, путешествия, прогулки, соревнования. Предусмотрены постоянная смена деятельности детей, использование наглядного материала(как демонстрационного так и раздаточного).
Целью моей деятельности является:
- создание условий и подготовка детей дошкольного возраста к непрерывному саморазвитию через формирование некоторых приемов умственной деятельности и совершенствование раскрытий творческих способностей.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
-продолжать обогащать предметно-пространственную среду.
- развивать у детей 4-5лет логические способности при помощи
игровой деятельности
-развивать у детей 4-5 лет речь ( умение рассуждать, доказывать, произвольность внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
Существуют этапы формированиялогического мышления у дошкольников:
1.Сравнение, обобщение, группировка, классификация.
2.Моделирование.
3.Алгоритмы.
4.Комбинаторика.
5.Задачи на смекалку,догадку,использование элементарной научной информации.
6.Уточнение скрытого смысла загадок, пословиц.
7.Решение ребусов, пресс-кроссов.
2. Практическая часть
Слова Л.С. Выготского стали стимулом для моей практической деятельности..
« Научные понятия не усваиваются и не
заучиваются ребенком, не берутся па-
мятью ,а возникают и складываются с
помощью напряжения всей активности
его собственной мысли»
Л.С. Выготский
В работе с детьми я использую разнообразные игры.
- предметные: дидактические( «Папа,мама, я»), настольно-печатные, на нахождение размера, цвета, формы(«Найди похожую фигуру»), на классификацию предметов.
-на развитие пространственного воображения:с помощью моделирования, кубики Никитиных- учат анализировать образец постройки, рассуждать, сравнивать. Игра « Сложить геометрическую фигуру» -выкладывать геометрические фигуры.
-игры с палочками: назвать геометрическую фигуру, выложить треугольник, квадрат.
-графические игры: их цель заключается в том , чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. «Лишний предмет», «Холодное горячее». Разные лабиринты.Логические таблицы, где нужно дорисовать,раскрасить, обозначить.
-словесные игры: загадки, потешки,стихи,считалки.
-пальчиковые игры: эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности.
Большое внимание я уделяю созданию условий в группе. И прежде всего в развивающей предметно-пространственной среде. В центре сенсорного и математического развития находятся: мозайка, кубики, конструкторы различной модельности(лего, деревянный, пластмассовый, мягкий),стаканчики разных размеров, пирамидки, цветные скрепки, цветные камни, матрешки, маленькие и большие плоскостные и обьемные геометрические фигуры, пазлы(картонные на разностороннюю тематику, деревянные), домики с прорезными разнообразными фигурками и с замочками, к которым нужно подбирать ключики, разноцветные маленькие и большие шары.Игры с палочками.
- Дидактический материал, дидактические игры « Кто в домике живет», «Мама ,папа, я», « Найди похожую фигуру», «Часть и целое», «Обобщение», « Времена года», обучающая серия «Половинки», « Кто где?»,настольно-печатные игры, познавательный материал, схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
- Своими руками сделаны : на липкой ленте разных размеров ,цвета, формы, геометрические фигуры; фланелеграф,мешочки с разными наполнителями(горох,галька, крупа, песок,пуговицы).На ткани пришиты разных видов застежки( кнопки, пуговицы, молнии, липучки, крючки).
В этом году я продолжала пополнять предметно-пространственную среду.
-«Изучаем цвета», «Разгадай головоломку», «Сложи узор», «Что сначало что потом», «Логические таблицы».
-Пальчиковые настольно-печатные игры «Дело мастера боится».
-Из пункта 3.2.5. Стандарта гласит, что одним из условий развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, поэтому я использую следующие
Формы работы с родителями:
-совместные игры (занятия с детьми и родителями о второй половине дня)
-консультации о подборе развивающихся игр для детей 4-5лет индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому ребенку
-собрания с показом фрагментов занятий (цель: обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую,мыслительную стороны развития их ребенка)
-состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых)
-подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления
-разьяснительная и образовательная работа
-папка передвижка
-выставка игр на развитие логики
Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную литературу энциклопедического характера, а также игры(настольно-печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей. Радуют успехи ребят . Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.
Результаты моей деятельности в средней группе..
Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно утверждать что:
- 100% детей овладели с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации.
- 60% детей могут установить определенную последовательность некоторых событий ( семя…росток…цветок) и другое.
-30% детей испытывают устойчивый интерес к развивающимся играм. Возрасла степень их активности в самостоятельной деятельности.
- Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это сложная речевая деятельность, но она необходима. Ребенок должен уметь обьяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стеснятся этого.
- Работа по развитию логического мышления на основе дидактических игр и упражнений принесла свои плоды- дети стали более раскрепощенными, они стали более уверенными в себе.
Перспективы
Я ставлю перед собой перспективы провести с родителями:
-семинар-практикум: «Игры и упражнения направленные на развитие логических способностей дошкольников»
-познакомится и внедрить в работу с детьми методику Золтана Дьенеша
-продолжать обогащать предметно-пространственную среду дидактическими играми в соответствии с возрастными особенностями детей
-продолжать изучать новинки педагогической литературы по данной теме и использовать в своей работе.
3. Информационно-аналитическая часть работы.
Методика:
1.Л.Н.Коротовских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
2.М.Султанова «Развитие воображения, моторики, логики,внимания».
3.О.Н. Земцова «Задачки для ума» развитие мышления 4-5лет..
4.М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики» младшая группа.
5. Дидактические игры «Кто в домике живет?», «Найди похожую фигуру», «Четвертый лишний», «Времена года», «Обобщение», «Часть и целое»,
"УСПЕХ!"
Центр организации и проведения всероссийских конкурсов

Адрес сайта: konkurs-uspeh1.ru
e-mail: uspeh-navsegda@mail.ru
телефон: +7 (909) 007-03-88
Знак информационной продукции «0+»
© 2014 Телефон: +7 (495) 123-12-12 Адрес: г.Москва, ул. Яузская, 7 E-mail: info@mail.ru